Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 3

 

4 СПОСОБНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4.2. Возрастные особенности навчальності и их диагностика

 

Согласно принципу единства психики и деятельности, способности к обучению формируются в условиях соответствующей активности ребенка. Различают следующие возрастные особенности познавательной активности как основного эмпирического показателя навчальності:

В дошкольном возрасте, когда еще нет систематизированного обучения, а ведущей деятельностью в развитии ребенка выступает игра, развитию навчальності способствуют те качества, которые по-обеспечивают большие возможности для участия ребенка в игровой деятельности. С психологической точки зрения здесь становятся важными чувствительность к образным впечатлениям, богатство воображения ребенка, развитие его фантазии, интерес, коммуникативные качества дошкольника и его склонность к доминированию.

В школьном возрасте для развития способностей к обучению ведущую роль начинают играть факторы, которые обеспечивают ребенку возможности осуществления активного учебного узнавания.

В младшем школьном возрасте важными становятся качества, которые дают ребенку возможность быстро приспосабливаться к выполнению различных школьных предписаний. Здесь целесообразно назвать повышенный интерес, общую чувствительность ребенка, его готовность к усваивания новых знаний и своеобразную некритичность как веру в действительность, истинность того, чему учат.

В среднем школьном возрасте у учащихся с повышенными способностями к обучению констатируется заметна на фоне других самостоятельность в учінні, настойчивость и целеустремленность, повышенная энергичность, широта интересов и склонностей, участие в разнообразных видах деятельности (кружки, секции, олимпиады, лектории и т.д.).

Ученик старшего школьного возраста со способностями к обучению отличается, прежде всего, избирательностью и определенностью интересов, готовностью к рассуждений и дискуссий, у него заметна работа аналитической мысли и особая эмоциональная впечатлительность.

Студенческий возраст предъявляет к навчальності требования эффективного овладения основами профессиональной деятельности и обеспечения субъекту - носителю способностей к обучению - возможности дальнейшего совершенствования самостоятельной учебной деятельности в новых, более сложных, по сравнению с общеобразовательной школой, условиях высшей школы. Здесь особенно важной становится хорошо сформированная тактика самостоятельного обучения: навыки эффективной самоорганизации, поиска и получения необходимой информации, работы с учебными, научными текстами печатного и электронного видов, широкое использование современных возможностей материально-технического обеспечения учебного процесса. Кроме того, развитие навчальності обеспечивается через получение опыта плодотворной научно-исследовательской работы и практических умений и навыков работы по избранной специальности.

У взрослого человека, который профессионально состоялась, все названные навыки дополняются специальными умениями научно-познавательной активности, а именно: способами научно-исследовательской и творческой деятельности, в частности, навыками эффективного поиска и выбора информации, способностью к проблематизации, корректной постановки научных задач, научного и системного анализа исследуемого вопроса, умением выделять в вопросе или проблеме неочевидные вещи, обращать внимание на нюансы и особенности предмета познания. Эти особенности, как правило, сочетаются со способностями к точного планирования, адекватной оценки полученных результатов, эффективной саморегуляции, а также организации других людей на получение необходимых данных.

Важным вопросом является проблема диагностики навчальності. При диагностике навчальності используют психодиагностический подход, известный как синтетический. Суть этого подхода, в отличие от аналитического, представленного тестами интеллекта, заключается в том, что изучение способностей здесь не предполагается в условиях тестирования отдельных способностей, а в условиях выполнения именно той целостной деятельности (или идентичной ей), способности к которой исследуются. Поскольку предмет диагностики - навчальність как способность усвоения знаний, умений и навыков, то и методы диагностики ее должны базироваться на учебном материале и осуществляться в форме естественного обучающего эксперимента, моделирующего наугад, направленное на развитие способностей к нему. Наиболее полно такие условия обеспечивает проблемное наугад, при котором усвоение материала осуществляется мерсз включения его в процесс решения учебного задания как необходимого условия его разрешения.

Определяя принципы исследования навчальності, можно отметить следующее:

диагностическую методику надо строить на проблемных ситуациях;

диапазон использования определенных проблемных ситуаций должен ограничиваться спрогнозированным зоной ближайшего развития ученика, что обусловлено сроками изучения необходимого материала в учебном заведении;

исходный минимум знаний и отношения учащихся к диагностической процедуры наряду с навчальністю существенно влияют на эффективность решения проблемной ситуации, поэтому необходимо обеспечить их наличие и относительное равенство всех участников диагностического эксперимента;

в ходе эксперимента необходимо регистрировать не только конечный результат работы подопытного, но и сам процесс решения (количество шагов, обращений к условиям) и способы, которые применялись;

важно учитывать меру помощи, то есть предоставлять строго дозированную помощь, начиная с минимальной, поскольку необходимость в помощи или самостоятельность является одним из параметров навчальності;

не применять ограничения во времени, поскольку это в подавляющем большинстве негативно влияет на реализацию способностей, но необходимо учитывать время выполнения как дополнительный показатель оценки навчальності.