Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 3

 

4 СПОСОБНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4.1. Понятие навчальності и ее структура

 

Навчальність - это характеристика индивидуальных возможностей учащегося к осмысливание и усвоение учебной информации, то есть запоминание материала, решению задач, выполнению различных типов контроля и оценки учебной деятельности.

В широком понимании навчальність есть проявление общих способностей человека, что выражает ее познавательную активность, возможности усвоения новых знаний, умений, навыков и сложных форм умственной деятельности. Учитывая это, нав-чальність выступает как общая возможность психического развития детей, достижения более обобщенных систем знаний, способов действий в рамках учебно-познавательной, учебно-практической и научно-познавательной деятельности. Под навчальністю понимаются особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости в учебе. Итак, навчальність - это определенная совокупность интеллектуальных качеств, которые при наличии и относительной равенстве других необходимых условий способствуют лучшей производительности учебной деятельности. Стремительность - это прежде всего индивидуально своеобразная совокупность способностей к обучению, присуща каждому человеку. Учитывая требования к конкретным типам человеческой деятельности, определенных способностей для овладения ими и осуществления, уместно разделение на общую навчальність (она как раз и проявляется в интегрированных показателях успешности обучения человека) и специальную навчальність, которая проявляется в экстраординарных успехах при овладении определенным учебным предметом или областью знания или то видом деятельности. Общая навчальність образуется способностями из разряда обще-познавательных. К основным компонентам навчальності можно отнести следующие: обобщенность (или глубину) ума, его гибкость, устойчивость, осознанность мыслительной деятельности и самостоятельность мышления.

Обобщенность (или глубина) ума - это центральный компонент способностей к обучению, который проявляется в развитии способности ученика ориентироваться на сущности в отличие от второстепенных характеристик предмета изучения. Обобщенность мыслительной деятельности как высокий уровень обобщения операций и способов деятельности является ядром интеллекта как общих умственных способностей. Перенос знаний (включая и операции) в относительно новые условия также опирается на обобщение и также является признаком высокого потенциала умственного развития. Противоположным обобщенности ума качеством является поверхностность, часто конкретность мышления.

Гибкость ума проявляется в возможностях ученика отходить от бесперспективной стратегии решения вопроса и искать других, более продуктивных путей. Такая способность проявляется в легкости перехода от одной системы действий к другой, от прямых обратных связей к, дает возможность решать противоречия известного и требований задачи, обеспечивает оригинальность и своеобразие решения, противоположным качеством здесь выступает инертность.

Устойчивость ума - это устойчивая ориентация на усвоенные ранее способы действий в ситуациях, когда условия задачи, "зашумлюючи" основные отношения, провоцируют ошибочные решения (и здесь при ориентации на правильное решение нет противоречия с гибкостью - как описанием диапазона правильных решений).

Осознанность мыслительной деятельности выступает как способность описывать и обосновывать свои действия в форме высказываются лювань.

Обязательным условием навчальності есть и самостоятельность мышления или чувствительность к помощи других.

С самостоятельностью как показателем навчальності тесно связана чувствительность к помощи взрослого. На этой основе построена методика диагностики навчальності - метод дозированной подсказки. Суть ее заключается в том, что взрослый, предложив ученику сложную задачу (ориентированную на зону его ближайшего развития), предоставляет лишь немного дозированной информации в виде намека, аналогии, указания на направление анализа или применения определенного принципа. Общий принцип предъявления подсказки - от общего к конкретному. Далее через устный самоотчет и самоанализ ребенка ее рассуждения вслух фиксируется, на каком уровне подсказки ребенок ее приняла и самостоятельно решила задачу. Ученик, который имеет обобщенное мышление, быстро видит перспективность применения подсказки в решении поставленной проблемы. Имея инструменты "экономического" мышления, личность уже способна действовать самостоятельно и отыскивать решения за сравнительно короткие сроки, учитывая производительность менее интеллектуально одаренных людей.

Все представленные компоненты, когда они есть у ученика, определяют такую характеристику носителя, как "экономность" его мышления. Это называется суммарным количественным показателем навчальності. Под этим понятием понимается эффективность пути достижения цели, и в частности в условиях обучения. Экономность мышления - это количество ходов рассуждений, обращений к условиям задачи с целью выделить общее отношение.

Диагностировать навчальність можно и соответственно к каждому из других ее компонентов: выяснив, насколько ребенок умеет обобщить, выйти на высший уровень понимания сущности понятий и идей, явлений и процессов, в которых пытается разобраться (обобщенность), как она проявляет пластичность в поиске решений (гибкость), в то же время отбрасывая все лишнее (устойчивость), насколько развернуто она может обосновать свои действия (осознанность).

Навчальність предусматривает рассмотрение мотивационной сферы личности ученика, его познавательных интересов, установок на взаимоотношения с образовательным окружением, поскольку для развития способностей к обучению ребенка имеет значение социально-психологический климат учебной группы, ее приемки учения как ценности, характер отношений между педагогом и учеником и даже ситуация в семье ребенка.

Следовательно существуют такие составляющие навчальності:

уровень развития познал сильных возможностей ученика: особенности его мышления и речи, памяти и внимания, сенсорных и перцептивных процессов;

особенности личности ученика, своеобразие его характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер;

характер отношения ученика к материалу, который усваивается, к учебной группы, педагогов и родителей или других людей, которые влияют на его становление как субъекта учебной деятельности;

качества, определяющие возможности общения ребенка и соответствующие им проявления личности;

индивидуальные особенности активности и саморегуляции личности ученика.

Основными качествами познавательных процессов, которые обеспечивают эффективное обучение, принято считать произвольность как способность управлять познавательными процессами (произвольность внимания, запоминания, восприятия, аналитико - синтетическая деятельность) и способность к рефлексии, которая базируется на развитии речевых возможностей человека. Особенно важными здесь являются способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символьной, графической, образной) как инструментов организации и презентации внутренне-психологического содержания ученика.