ЛОББИРОВАНИЕ
В
ФРГ только в западных землях различных "групп интересов"
насчитывается от четырех до пяти тысяч. Взаимодействие между государственными учреждениями
и группами интересов происходит в форме консультаций. Разнообразные совещательные
советы, комитеты и комиссии функционируют при всех федеральных ведомствах. Большая
часть из них (около 90) действующие при министерствах экономики и труда. Как
отмечает Кирилл В'яткін, "формы и методы влияния групп интересов на парламентские
партии ФРГ в немалой степени зависят от того, насколько близки очередные выборы в
Бундестага или Ландтага. Например, в канун выборов особого значения
приобретают такие факторы, как размеры финансовых средств союза, которые могут быть
направленные на поддержку предвыборной кампании той или иной партии, возможность
союза осуществлять целенаправленное воздействие на настроения достаточно многочисленных групп
населения, доступ с этой целью к средствам массовой информации". В соответствии
закону 1972 г. должна публиковаться "лоббистский список", в котором
перечисляются все те объединения и организации, которые хотят иметь официальный доступ
до парламента и федерального правительства. За Кодексом поведения члена Бундестага
депутат должен регистрировать как свое предыдущее сотрудничество с союзами, так и
нынешние контакты и соглашения с ними.
Наиболее
сильными лобби в ФРГ является аграрное, химическое, автомобильное и ВПК. Довольно значимая
также профсоюз государственных служащих вследствие возможностей особого влияния
на процессы принятия решений.
Лоббисты
в США регистрируются в соответствии с актом от 1946 г. Закон требует, чтобы любая
лицо, основной целью которой является влияние на законодательные процессы, обязана
зарегистрироваться в Конгрессе и раз в квартал сообщать о своих финансовых
поступления. Зарегистрированные лоббисты должны сообщать о все поступления от
пятисот долларов и более с указанием того, кто заплатил эти деньги. Расходы
указывают уже с уровня десять долларов, также с указанием имени и цели расходов.
Лоббисты
опираются на поддержку демонстрантов, организуют кампании в прессе,
пытаясь любыми способами усилить давление на законодателей и правительственные
службы.
Светлана
Светова разграничивает прямые и косвенные методы воздействия любістів. Прямые приемы
включают:
-
частные встречи с законодателями;
-
проведение исследований и подготовку презентаций перед пи по подателями;
-
присутствие и выступления на слушаниях; предоставление профессиональных советов, помощи в
подготовке законопроектов;
-
приглашение законодателей на всевозможные встречи; внесение денег на избирательные
кампании.
Последний
вариант всегда является потенциально опасным. Скандалы этого плана возникли с
избирательной кампанией Б. Клинтона, Бы. Ельцина. Другой скандал связан с именем
М. Тэтчер. Так, задержанный в Британии торговец оружием, иранец по происхождению,
Мухамед Хашеми готов рассказать скандальные вещи: "например, что
"вклад" 145 тыс. долларов, сделанный в начале 90-х в казну
консерваторов, открыл ему дверь прямо в кабинет премьера. Он успешно
лоббировал интересы Ирана, в частности склоняя М. Тэтчер поспособствовать ослаблению
санкцій. ей же непосредственно он якобы передавал послание от иранского
президента Хашеми Рафсанджани".
Косвенные
методы воздействия включают:
-
влияние
общественности;
-
опрос
населения;
-
привлечение
избирателей;
-
объединение
всевозможных групп, которые заинтересованы в данном законе.
Общая
закономерность такова, что люди с четкими интересами легче объединяются в группы, в
результате они пытаются проводить свою политику, чтобы получить выигрыш. При
этом они переводят негатив на население вообще, которое, не имея таких
четких объединяющих интересов, не может выступить как единое целое и защитить свои
интересы. Есть еще один феномен, который лежит в основе лоббирования. Дело в том, что
серьезная представленность организованных интересов и союзов в правительственной системе
служит гарантом того, что при любых резких политических изменений не произойдет
соответствующего отклонения в производственной сфере, поскольку оно будет максимально
пригашеним благодаря рассматриваемой системе.
Для
определение направленности действий следует учитывать такие аспекты:
1.
Кто принимает
решение по данному вопросу?
2.
Кто, вероятнее всего,
сможет поддержать позицию организации?
3.
Кто,
вероятнее всего, не сделает этого?
4.
На кого следует
влиять как на целевую аудиторию, чтобы наилучшим образом продвинуть позиции
организации?
Соответственно происходит определение лидеров мнения, чтобы облегчить проблемы влияния
на публику:
1.
К кому
обращаются члены группы, за советом по данному вопросу?
2.
Кому поверит
публика по данному вопросу?
3.
У кого
лучший кредит доверия для выдвижения вашей позиции по данной проблеме?
4.
Кто наиболее
склонен к вашей позиции?
Подчеркивая
необходимость не реактивной,
а проактивной позиции, что предполагает будущее развитие событий,
авторы говорят: "Даже во Франции, где "le lobbying" все еще не совсем понятно, компании
работают все эффективнее, чтобы высказать свой взгляд и прийти к консенсусу, который
отвечает интересам всех заинтересованных лиц. Более того, компании учатся
потому, что они должны рассказывать о своей позиции накануне кризисов или
проблем".
Дни
сопротивления и реагирования прошли. Раньше, когда у частного сектора не было
коммуникаций, правительства обращались к другим источникам информации, ориентируясь на другие
направления: организации ООН, группы потребителей, экологов, академическую общественность.
Еще
одним направлением для этой сферы становятся "public affairs", которые, как считает Питер Грин, является
наиболее растущей отраслью,
наряду с такими, как
менеджмент кризиса и отношения с инвесторами. При этом Британия не имеет
формальной структуры, схожей со структурой лоббирования в США, хотя функции этого
вида ПР выполняются. Кто работает на этой ниве? "Обычно нанимаются люди с
личным и прямым знанием работы парламента и государственных служб и, как правило,
бывшие ч лены парламента или сотрудники политических партий. Сюда можно также
отнести определенное количество членов парламента с оплатой как консультантов или не
исполнительных директоров. Члены парламента должны продекларировать свои коммерческие
интересы, но сделав это, они могут действовать совершенно открыто на пользу
клиентов..."
Задачей
ПР-отдела становится определение тех групп интересов, которые имеют влияние на поведение
организации. Для более точного определения таких групп необходимо:
зная
интересы и цели организации, выяснить, какие группы давления могут быть заинтересованы
в них?
идентифицировав
группы, следует получить информацию о них: кто лидеры? на чем базируются их
позиции? насколько они эффективны? имеют ли они влияние?
или
можно с ними работать, насколько они зафиксированы на своих аргументах?
или
следует организации согласовывать, учитывать, проверять аргументы групп давления?
Мы
постепенно перешли на другую позицию: не того, кто лоббирует, а того, кого интересует,
как защищаться от давления со стороны. Мы живем в очень взаимозависимом мире и часто
приходится реагировать на многочисленные внешние раздражители. Они представляются
незначимыми, однако в итоге часто оказывается, что это не так. Небольшая статья
в газете или интервью по телевидению могут нанести довольно болезненный удар. Дж.
Уайт и Л. Мазур пишут по такому поводу: "Рассмотрение роли групп давления и
ответы компании нацеливает практиков на анализ социальной и политической
действительности, анализ того, как ситуация реально развивается в конкретном обществе
и кто оказывает на это влияние. Группы давления с одной проблемы могут приводить свои
аргументы, не думая о трудностях, которые с ними связаны. Хорошим примером является
проблема курения и здоровья. Группы анти-курильщиков могут приводить сильные
аргументы: курение вредно для здоровья, и продажа табачных изделий должна быть
ограничено и, в конце концов, запрещено. Для этих групп нет значения, что табачная
промышленность приносит работу для многих и доход тем странам, которые выращивают
большие объемы табака".
Или
такой пример: 50 религиозных, гражданских и потребительских организаций Южной Кореи
выступили с протестом против запланированных концертов Майкла Джексона, которые могут
нанести морального ущерба корейской молодежи. "Они пригрозили, что
объявят бойкот продукции фирм, которые являются спонсорами программы. В 1944 году
подобный концерт в Сеуле из-за соображения борьбы за нравственность было уже
отменен".
Что
делают лоббисты? На этот вопрос Фрейзер Зейтель отвечает так: "Лоббисты
информируют и действуют". Они принимают активное участие, как он считает, в таком
перечень действий:
Поиск фактов - правительство обладает большим числом
экономических данных, решений, статистики.
Интерпретация действий правительства - это необходимо для предсказания
будущих действий правительства и соблюдение такого развития событий заранее.
Интерпретация действий компании - лоббист должен хорошо чувствовать
отношение своей организации к тем или иным действиям правительства.
Защита позиции - лоббист не только предоставляет факты, он
защищает позицию клиента.
Трамплин для сведения , поскольку все новости идут с
столицы и здесь сконцентрировано всю прессу, перед лоббистом открываются блестящие
возможности для запуска нужной информации.
Поддержка продаж компании - правительство всегда является главным покупателем. Лоббист, который находится
в хороших отношениях с правительственными чиновниками, может очень помочь любой
компании.
Фрейзер Зейтель подчеркивает особую роль
"растущего лоббирование" (grass-roots lobbying), при котором происходит мобилизация местных сил для
давления на законодателей.
Один
из ветеранов американских правительственных ПР Пэт Чоат
подчеркивает такие "мини-правила" для тех, кто хочет быть замеченным
законодателями:
-будьте независимыми: законодателям нравятся независимые
мысли;
будьте
информированными: глубокое
знание предмета всегда помогает;
будьте
вне политики, оставьте
ее настоящим политикам;
друкуйтеся: хорошие статьи видят все;
руководствуйтесь общими интересами,
не ограничивайтесь узким целью;
будьте
настойчивые: влияние
требует времени и усилий;
будьте
практические: политики
ценят практические рекомендации;
будьте
честные, поскольку
честность всегда ценится.
Лоббирование
в странах СНГ смещается в сторону легализации своей деятельности, что окончательно
состоится после принятия соответствующих законов парламентами. Сегодня мы имеем
ту же практику, но вне рамок цивилизованного закона. В США число лоббистов
за последние двадцать лет удвоилось, что говорит о вполне цивилизованные рамки
этой коммуникативной практики.
Е. Л. Доценко
Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита
М.:
ЧеРо, Изд-во МГУ, 1996. - 344 с.
Книга
есть
очень детальным рассмотрением различных видов манипулятивного действия, что показывают
названия следующих глав: "Манипулятивные технологии", "Механизмы
манипулятивного воздействия", "Защита от манипуляции",
"Исследование манипулятивного взаимодействия". Автор - психолог,
поэтому особой значимости вступает психологический аспект манипуляции.
Polly Bird
Sell Yourself. Persuasive tactics to boost your image
London:
Pitman, 1994.
- 192 p.
Поле
Берд является лектором и активно выступает по радио и телевидению. Книга посвящена
том, как построить свой имидж и закрепить его.
Автор
начинает с советы оценить самого себя, исходя из того, что другие думают о вас,
как изменить это мнение. Имидж должен строиться словно с опорой на взгляд группы
людей, на которых вы хотите воздействовать. Да, на работе надо иметь благоприятный
имидж в глазах коллег и сотрудников.
"Не
верьте тем, - пишет Поле Берд (С. 98),
- кто
считает, что то, что и как вы говорите, не имеет значения, пока вы делаете свою
работу. Мы являемся социальными животными, которые пользуются словами как важнейшим
средством коммуникации".
Каждую
главу сопровождает достаточно подробная рассказ ПР-профессионала из обсуждаемых
вопросов, что придает проблеме, которая рассматривается, совершенно новый взгляд.
С. К. Рощин
Психология и журналистика замешана
М.: Наука, 1989. - 192 с.
Это
хорошая работа, что раскрывает психологические особенности информационных
потребностей массовой аудитории. Отдельному рассмотрению подвергаются такие темы:
"Построение информации и ее восприятие", "Личность
коммуникатора", "Информационные потребности аудитории и содержание
информации", "Акценты и имплицитная форма воздействия",
"Социальная установка, стереотип, предрассудок". Хотя книга вышла давно,
она практически не стареет, поскольку построена на достижениях современной мировой
науки.
Thomas Е.
Patterson
Our of order
N.Y.: Knopf, 1993. - 302 p.
Томас
Паттерсон - профессор политических наук в Сиракузском университете (США). Много
его работ посвящено роли масс-медиа в выборах.
В
книге рассмотрены некоторые нынешние схемы интерпретации выборов в журналистике. В
людей нет времени вникать в политику, опрос общественного мнения показывает, что
больше половины американцев не могут назвать имен официальных лиц. Журналисты и
избиратели интерпретируют действительность по разным схемам. Журналистов интересует
борьба за кресло, избиратели рассматривают кандидатов как тех, кто сможет решить
их проблемы. Автор называет эти две ориентации как стратегическую игру и как
ориентацию на проблемы. Прессу интересуют, в первую очередь, полемические вопросы: чем
их больше, тем большее внимание прессы. При этом с каждыми новыми президентскими
выборами сокращается время, в течение которого в среднем говорит с экрана
кандидат, и увеличивается время, отданное для интерпретации событий журналистом.
Хорст Рюкле
Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение
М.:
Интерэксперт, 1996 - 280 с.
Книга
достаточно
основательно описывает особенности невербальной языка
человека. Однако пока что наука не имеет в достаточной степени научного инструментария
для описания этого материала. Он во многом носит случайный характер. Книгу
можно рассматривать как такую, что может служить пособием по практической психологии
для специалистов в области имиджа, рекламы, теле-
и
кинооператоров. При этом, кроме сравнительно простых глав, является описание и сложных
ситуаций, например, "Поведение в замкнутом пространстве", "Речь
тела в социальных ситуациях". Во второй главе есть такие подразделения, как
"Язык тела в рекламе", "Язык тела, что вводит в заблуждение",
"Язык тела во время выступления". Нам кажется, что на сегодня это одна из
наиболее полных попыток описать язык тела.
Richard Scheehner Performance theory
N. Y.
etc.:
Routedge, 1988.
- 304 p.
Автор
- профессор
исследований перформанса Нью-Йоркского университета. В книге он делает попытку
построить общую теорию, в рамках которой театр является одним из частных примеров.
Он строит поэтику перформанса, обращая особое внимание на такой его элемент,
как аудитория. Это внимание к аудитории очень сближает теорию перформанса с ПР.
Отсюда в книге и возникают конкретные политические примеры, а не только сугубо
театральные или сугубо этнографические описания ритуалов. Автор сознательно сопоставляет
социальную драму и эстетическую драму, видя и в той, и в другой как элементы
социальных и политических действий, так и театральной техники. Таком сравнительном
рассмотрению подвергаются, например, изменения в кабинете президента Форда, с одной
стороны, и "Ромео и Джульетта", с
второго. "Социальные драмы влияют на эстетические драмы, эстетические драмы
влияют на социальные драмы" (С. 190) - такой
один из выводов автора.