МАССОВАЯ ЧЕЛОВЕК: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Поведение
человека в составе социальных групп отличается от ее индивидуального поведения.
Это уже хорошо понимал и использовал даже такой первый имиджмейкер (как
назвал его Брендан Брюс), как Геббельс, на
столе которого лежала не только книга Е. Бернейса, но и книга Г. Лебона, откуда
он знал наизусть много страниц.
Г. Лебон называет
три способа воздействия на толпу: утверждение,
повторение, захоплюваність. "Утверждение
тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и
тех же выражениях. Кажется, Наполеон сказал, что есть только одна фигура риторики,
заслуживает внимания, - это повторение. По
посредством повторения идея поселяется в умах до такой степени прочно, что
в конце концов она уже воспринимается как доказанная истина.
Создатель
психоанализа 3. Фрейд подробно анализирует
две, как он называет, искусственные массы - церковь
и армию. "И церковь, и войско представляют искусственные массы, то есть такие, для которых
необходим пэвный принуждение, чтобы удержать их от
распада и задержать изменении их структуры. Как правило, никого не спрашивают, хочет
он быть членом такой массы или нет; попытка выхода обычно преследуется или
сурово наказывается, или же выход связан с совершенно определенными условиями".
Объединительную силу таких структур Фрейд, в соответствии с психоанализом, видит в
понятии либидо, то есть в определенном потенциальном любовном чувстве. "Церковь
проникнуто демократическим духом именно потому, что перед Христом все равны, все имеют
ровную часть Его любви. Не без глубоких оснований подчеркивается сходство
церкви с семьей, и верующие называют себя братьями по любви, которую чувствует к ним
Христос. Нет никакого сомнения, что связь каждого члена церкви с Христом является
одновременно и причиной связи между членами массы. Подобное касается и войска:
полководец - отец, который любит всех своих солдат, и поэтому они сотоварищи.
В смысле структуры войско отличается от церкви тем, что состоит из
ступенчатой построения мас. Каждый капитан в то же время и полководец и отец
своей роты, каждый фельдфебель - своего подразделения" . 3. Фрейд настаивает и
на особом характере психологии массы, считая ее самой древней
психологией человечества.
Фридрих
Ницше, говоря о стадный инстинкт, подчеркивает его явные ПР-аспекты:
"Укоры совести и в найсумліннішої человека слабые по сравнению с чувством:
"вот это и вон то гадкий хорошему тону твоего общества". Даже
сильнейший все еще боится холодного взгляда, искривленного гримасой рта с
стороны тех, среди которых и для которых он воспитан. И чего же, собственно, бояться?
Одиночества - этого аргумента, перед которым отступают даже самые лучшие аргументы
в пользу какой-либо личности или дела! Так говорит в нас стадный
инстинкт".
Испанский
философ Хосе Ортега-и-Гассет говорит об изменении характера современного
общества, в котором исчезли герои и остался только хор. Определение массы он
строит так:
"Всякое
общество - это динамическое единство двух факторов, меньшинств и массы. Меньшинства - это
личности или группы личностей особого, специального достоинства. Масса - это
большое число людей без особых достоинств. Это совсем не то же самое, что
рабочие, пролетариат. Масса - это средний, обычный человек". И далее:
"Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого
дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он
точь-в-точь как все остальные, и притом ничуть не огорчен, наоборот, счастлив
чувствовать себя таким же, как и все". О потере особистішого начала в
современном мире писал и немецкий философ Романо Гвардіні.
Изменение
ситуации Ортега-и-Гассет видит в том, что, во-первых, массы стали выполнять те
функции, которые ранее выполнялись избранными меньшинствами, и, во-вторых, массы
перестали слушаться меньшинств, а отстраняют и вытесняют их. Все это связано с
тем, что уровень жизни стал выше, чем был вчера. Мир внушает
уверенность, что завтра он будет еще богаче.
X.
Ортега-и-Гассет считает, хотя это можно подвергнуть сомнению, что человек массы не хочет
признавать над собой никакого авторитета. "Наоборот, человек элиты, т.е.
человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к
авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит. Мы так
установили различие между человеком элиты и человеком массы: первый предъявляет к себе
строгие требования; а второй - всегда доволен собой, более того, захвачена.
Вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе не человек массы, проводит
жизнь в служении. Жизни нет для нее интереса, если она не может посвятить ее
почему-то высшему".
Психологический
тип этого "нового человека" описывается так:
врожденная
уверенность в том, что жизнь легка и богатое;
удовлетворенность
своим моральным и интеллектуальным багажом;
-
навязывание своей пошлой мысли, не считаясь ни с кем и ни с чем.
X.
Ортега-и-Гассет дает и близкий к ПР определение государства: "государство
- первобытная, античная, средневековая или современная - это всегда призыв, который одна
группа людей обращает к другим группам, чтобы вместе что-то делать". Главной
характеристикой человека массы становится следующее: "Человек массы отбросила устаревшие
заповеди не с тем, чтобы заменить их новыми, лучшими; нет, суть ее жизненных правил
в том, чтобы жить, не подчиняясь заповедям. Не верьте молодежи, когда она
говорит про какую-то "новую мораль".
С
своей теорией массовых движений выступил и Эрик Хоффер. У него также подавляющее
большинство характеристик массы имеет вполне негативную окраску. Общую
направленность его теории можно передать такими словами: "Мы не ищем
союзников, когда любим. Но нам всегда нужны союзники, когда мы
ненавидим". И эту ненависть он считает одной из главных составляющих, которые
служат объединению в массовое движение. Среди прочих он называет подражания,
убеждение и принуждение, лидерство, действие, подозрение. Подражания он связывает с
определенным разочарованием: "Чем меньше удовольствие мы получаем от того, кем мы
есть, тем большим будет наше желание быть как другие". Подражание становится быстрым
решением, вступает в силу, когда нет времени и желания искать свое собственное
решения проблемы. Действие также рассматривается как сильный объединитель, считая, что
люди действия объединяются гораздо быстрее, чем люди мысли. Таким сильным
объединителем может стать даже маршировку о чем, например, знали фашистские
пропагандисты, заявляя, что маршировку убивает мысли и стирает
индивидуальность.
Массовый
движение набирает тех или иных форм, живет долго или нет в зависимости от типа лидера. Е.
Хоффер считает, что мир был бы другим, если бы Гитлер умер в тридцатые годы. Лидеру
массового движения нет необходимости быть оригинальным. Е. Хоффер называет такие его
способности: умение подражать как друзей, так и врагов, как устаревшие, так и
современные модели. Вслед за Г. Тардом, С. Московичи говорит о новом типе лидера
нашего времени, достаточно крепко связанного со средствами коммуникации, которые могут
в большой степени увеличить власть вождя, утрируя его авторитет и создавая поклонения
перед ним. Он также разграничивает массы спонтанные и организованные, видя в первых
снижение умственных способностей до самого низкого уровня, тогда как у вторых ниже (за
уровнем - Ред.) подражает высшему.
Н.
Смел зер возвел несколько теорий коллективного поведения в такую таблицу:
Теория
|
Теоретик
|
Основная
мнение
|
Заражение
|
Лебон
|
В
толпе формируется иррациональное поведение
|
Конвергенция
|
Олпорт
|
Участники
собираются и действуют в соответствии с уже существующих общностей
|
Возникновения
норм
|
Тернер
|
Определенные
нормы и оценки включаются в регулирование коллективного поведения
|
Политический
протест
|
Школьник
|
Участники
выражают недовольство существующим политическим и социальным устройством
|
Приростаюча
ценность
|
Смел зер
|
Коллективная
поведение - это стремление изменить господствующие социальные условия, оно разворачивается
путем прохождения шести последовательных этапов
|
Концепция
самого Н. Смелзера похожа на экономическую концепцию прибавочной стоимости, когда на
каждом этапе возрастает ценность объекта:
Структурные
факторы.
Структурная
напряженность.
Усиление
и распространение обобщенного верования.
Активизирующие
факторы.
Мобилизация
к действиям.
Социальный
контроль.
Можно,
например, попытаться описать в рамках этой модели нарушение порядка,
произошло в Киеве в 1995 г. во время похорон патриарха Владимира.
1.
Структурные
факторы -
противостояние церквей двух патриархатов между собой, вовлечение в это противостояние как
государственных лиц, так и отдельных депутатов.
2.
Структурная
напряженность -
разрушение доверия между церковью и государством, с одной стороны, с другой - активное
вмешательство депутатского корпуса, что чувствует свою неприкосновенность. Были задействованы
также представители УНА - УНСО, которые изначально "заряжены" на
противодействие власти.
3.
Усиление
и распространение обобщенного верования
- нерешенность с выбором места захоронения кристаллизировала общественное мнение этой
социальной группы в единое целое.
4.
Активизирующие факторы - действия толпы активизировались
общим делом - копанием могилы и опусканием в нее гроба.
3.
Мобилизация
к действиям - имеющиеся
в составе толпы "бойцы" УНА - УНСО действовали как организованная сила,
определяла в ряде случаев поведение толпы.
3.
Социальный
контроль - власть
не применяла контроля, не было никаких предупреждающих толпу объявлений
громкоговорителей, а просто начался внезапный разгон толпы из-за ворот Софии.
В
целом следует признать это событие проигрышем со стороны властных структур, которые, к тому же,
с большим опозданием стали давать свое объяснение ситуации, хотя до этого времени
по средствам массовой информации уже прошло n-не число интерпретаций всех участников событий.
Сложность
работы с массовой аудиторией заключается в ее разобщенности как в плане физическом,
так и в плане информационном. Однако определенные стереотипные явления, отражающие
данный срез общественной психологии, все равно наблюдаются. Так, сегодня мы
моем четкую перестройку социально-групповых идентификаций, которые стабилизируются на
уровне повседневного бытового общения (семья, друзья, меньше - товарищи по
работе), отходя под символических общностей типа "советский
народ". Более четкое представление целевой аудитории дает возможность строить
более эффективные сообщения для коммуникации с ней.
Рене
Гэнон написал, возможно, неприятные, но в целом справедливые слова: "Как же
не удивляться, когда видишь, сколько мошеннических трюков, даже самых грубых, с
легкостью удается внушить толпе, и как, наоборот, трудно после того вывести его
из заблуждения. "Vulgus vult decipi" ("Толпа
хочет быть обманутым"), как говорили уже древние в "классическую
эпоху"; и всегда, бесспорно, найдутся люди, хотя никогда их не было так
много, как в наши дни, настроены добавить: "ergo decipiatur" ("итак, будем
обманывать")!
На
завершение отметим еще две важные особенности массы. Человек чувствует себя в ней
анонимной (именно отсюда непредсказуемое поведение толпы). Нарушение
анонимности может быть и привлекательным, например, так происходит в
предвыборных кампаниях, когда словно реализуется внимание к одному единственному
голоса. На этом также строится "direct mail", когда снова происходит личностное
обращение к человеку из массы. Когда же такого индивидуального знания о адресат
нет, массовая коммуникация начинает ориентироваться на общие для всех представления.
И в этом проявляется ее сила и слабость. Слабость, потому что, как считал А.
Богданов, общая ориентация резко занижает уровень, потому что люди не равны по своим
выше реакциями, а уровни именно по ниже. А сила, вероятно, лежит в
универсальности такого сообщения. При этом во всех странах происходит
падение интереса к выборам. Так, для Америки характерен такой рейтинг
интереса телезрителей. В 1960 г. 84% смотрели теледебаты Кеннеди - Никсон в
среднем 8,58 часа каждый. При этом победил более телегеничный Кеннеди. В
1984 г. 72% населения страны смотрело борьбу Мондейл - Рейган, а в 1992 г. -
лишь 21%. При этом Джимми Картер (1980) и Уолтер Мондейл (1984), которые выиграли в
опросах, проиграли выборы, а в Рональда Рейгана в 1984 г. разрыв с соперником
был малым, однако выигрыш в итоге больше. Массовая поведение не только достаточно
предполагаемая, но и несет в себе еще много "белых пятен". Эти
"пробелы" иногда выходят и в политику: например, Германия и
Франция ввели систему идентификационных карт, а голландцы отказались,
поскольку эта система напоминала им времена нацистской оккупации.
Густав Лебон
Психология народов и масс
СПб.:
Манет, 1996. - 316 с.
Книга
является переизданием труда прошлого века. Поэтому многие вещи кажутся сегодня
несколько наивными. Особенно это касается первой книги "Психология
народов". Вторая книга "Психология масс" должно заинтересовать. В
ней три главы с такими названиями:
1.
"Душа
толпы", где есть такая глава, как "Чувства".
2.
"Мысли
и верования толпы", где можно выделить две главы: "Непосредственные
факторы мнений толпы" и "Вожаки толпы и их способы
убеждение".
3.
"Классификация
и описание толпы различных категорий", где среди других есть главы "Избирательный
толпа" и "Парламентские собрания".
Серж Московичи
Век толпы. Исторический трактат по психологии масс
М.:
Центр психологии
и психотерапии, 1996. - 478 с.
Книга
есть
популярным вступлением к проблематике психологии
массового поведения. Автор излагает теории Лебона, Тарда и Фрейда.
Предлагает
классификацию толпы. Значительное внимание уделено психологии.
Edvard I. Bernays
The later years.
Public relations insights, 1956-1986
Rhinebeck: H &
M Publishers, 1986. - 152 p.
Эта
книга состоит из небольших статей и заметок мирового классика в области
паблик рилейшнз Эдварда Бернейса, кстати, племянника Зигмунда
Фрейда. Она
начинается с интервью с ним и завершается статьей о
доктрину Бернейса, чьи идеи могут рассматриваться как
основополагающие для современных паблик рилєйшнз. Интересно, что первые книги Бернейса
имели в своем названии слова общественная
мнение и пропаганда, словно отражая постепенную
"кристаллизацию" новой науки. Постоянной темой Бернейса есть
профессионализация паблик рилейшнз, доведение ее до уровня лицензирования, как это
бывает в любой другой специальности. Он выступает не только против сокращения
ПР, не только против размещения паблик рилєйшнз исключительно на факультетах
журналистики университетов США, поскольку считает ее
социальной, а не филологической наукой, он противится употреблению слова
"имидж", поскольку оно создает ощущение работы с иллюзиями и прелестями.
А данная профессия, по его представлениям, имеет дело с жесткими фактами поведения,
отношений и действий.
В. Ы. Михалкович
Изобразительный язык средств массовой коммуникации
М.:
Наука, 1986. - 224 с.
Книга
отражает
семиотический подход к изобразительной речи. В
поступлении показаны начальные основы такого анализа. Остальные глав раскрывают
особенности кино, фотографии, репродукции и видов изобразительного языка. Автор
активно пользуется соответствующими терминами вроде кино - граммы,
кіносеміотики. Рассматриваются функции пространства и времени в изобразительной речи. Отдельную
глава посвящена истории проблемы изобразительности.