Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 34

Тема. Изменение согласных перед окончанием-и в существительных женского и мужского рода

 

Цель: познакомить с чередованием согласных, формировать умения и навыки правописания существительных мужского и женского рода в дательном и местном падежах единственного числа; совершенствовать умение склонять имена существительные; развивать самостоятельность, внимательность, наблюдательность; воспитывать настойчивость, целеустремленность, бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки «Да» и «Нет» для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Поставьте в начальной форме:

муси -

на боку -

в лугу -

на диване -

- Что интересного вы заметили?

- А почему не произошло чередование в последнем слове?

- Хотите ли вы это узнать?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы сегодня будем отвечать.

Например:

1. В каких существительных бывает дежурства?

2. Какие буквы чередуются?

3. В какой части слова происходит чередование?

4. В каких падежах бывает дежурства?

5. Перед какими окончаниями бывает дежурства?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Аналитико-поисковая работа в парах (за упражнениями 133, 134)

2. Игра «Да» или «Нет»

Одна пара дает ответы на поставленные вопросы, делится своими наблюдениями. Если ученики согласны - поднимают карточку «Да», если не согласны - «Нет».

Согласованные позиции учитель фиксирует на доске.

Например:

Чередование согласных в существительных.

1) Дежурство бывает в существительных мужского, женского и среднего рода.

2) Чередование происходит в конце основы.

3) Чередующиеся буквы г, к, х - с, ц, с.

4) Чередование бывает в дательном и местном падежах.

5) Чередование происходит перед окончанием-и.

3. Проверка наблюдений

- Сверьте свои выводы с правилом на С. 68. Какие уточнения внесем в наши наблюдения?

Например: чередуются не буквы, а звуки [г], [к], [х] - [с’], [ц’], [с’].

Можно записать составленную таблицу в тетрадь с целью облегчения усвоения правила.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

Списывание с творческим заданием (по упражнением 135).

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Какое языковое явление мы сегодня рассмотрели?

- Расскажите о том, что вы узнали на уроке.

2. Игра «Кто быстрее?» (за упражнением 136)

- По каким признакам вы узнали эти слова?

- Поставьте их в местном падеже.

3. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 68, упражнение 137.