Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 35

Тема. Чередование звуков [и] с [о], [е] в существительных женского и мужского рода

 

Цель: познакомить с чередованием гласных при склонении существительных, учить правильно образовывать формы существительных мужского и женского рода при склонении; развивать фонематический слух; воспитывать уважение к старшим.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 137 (фронтально)

2. Творческое списывание

Как выполняешь задания,

Не забудь про дежурство:

Как порог - то на поро_і,

Ну, а рог - пиши на ро_і.

Когда ухо - то у ву_і,

А кожух - то в кожу_і,

Как урок - то на уро_і,

Глаз - соринка в о_і.

- Расскажите все, что знаете о чередование согласных при склонении существительных.

3. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Поставь существительные, представленные в скобках, в нужной форме. Определи падеж.

Прочитать в (книга), в теплой (шапка), написать (подруга), даты (белочка), отдыхать (природа).

Подчеркни лишнее слово.

 

Карточка 2

Поставь существительные, приведенные в скобках, в нужной форме. Определи падеж. Найди и подчеркни лишнее слово.

Пастись в (луг), сидеть на (берег), часы (рука), сидит на (сосна), ботинок (нога).

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Измените по образцу.

Плот - нет плота

Гусеница -

Кот -

Вещь -

- Почему у вас получились непохожие слова?

- Хотите найти ответ на этот вопрос?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с дежурствами, которые происходят при склонении существительных.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Аналитическо-поисковая работа (за упражнением 138)

- Расскажите, что вы выяснили во время выполнения упражнения.

- Сверьте свои выводы с правилом на с. 70.

2. Самостоятельная работа с учебником Упражнение 139 (1) - коллективно.

Задачи 2, 3 - самостоятельно.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах с деформированными предложениями. Упражнение 141 (1, 2)

2. Игра «Лучший языковед» (за упражнением 140)

 

VI. Итог урока

1. Игра «Я - тебе, ты - мне»

Измените форму слова так, чтобы произошло чередование.

Моль, юность, наводнение, осень, помощь, пещера, вещь, соль, радость.

- В форме каких падежей вы ставили существительные?

- Какое лишнее слово вам встретилось?

- Дайте устно ответ на вопрос из задания 141 (3).

2. Беседа

- То с каким явлением мы сегодня встретились?

- Какие звуки чередуются? Как их назвать одним словом?

- Чем чередование гласных отличается от чередования согласных? (Тем, что чередование гласных всегда происходит только в корне.)

3. Комментарий к домашнему заданию

 

VII. Домашнее задание

Правило, с. 70; упражнение 142.