УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 34
ОРФОГРАФИЧЕСКИ-ПУНКТУАЦИОННЫЙ
ПРАКТИКУМ. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)
Цель: проверить и усовершенствовать
орфографически-пунктуационные навыки; развивать умение осуществлять самоконтроль и
самокорекцію сформированных учебных навыков; воспитывать ответственность,
стремление к успеху.
Межпредметные связи: история.
Тин урока: контроль и коррекция
знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-организационный
этап
Фронтальное повторение основных
орфограм и пунктограмм Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
II. Процессуально-деятельностный этап
Диктант
ИМЕНА
Каково твое имя, кто твои родители, где
живешь, как называется твой край? - спрашивают при любой встрече и
знакомству. Такие первые вопросы, что их «чужие» взрослые задают детям и к ответу
на которые родители заранее готовят. Какое твое имя - это уже определение одного
из множества подобных, это «я» среди «нас» и «их», это то, что утверждает человека в
массе, в толпе, одну среди многих таких же на горизонтальной плоскости и
единицу в родословной, то есть на преемственной вертикали.
Когда же начали наименовать отдельных
людей и называть географические объекты, нам точно не известно. Зато доподлинно
знаем, что готовые названия и сам способ назвоутворення, как феномен языка, пришли в
письменный период с дописьменного уже с устоявшимися моделями.
Древнейшие памятники письменности, и
среди них древнейшие произведения так называемого религиозного литературы (из которых берет
начало красне письменство) и народного творчества фиксируют ряда собственных имен.
Имена собственные младшие от общих.
Образовались они тогда, когда появилась потребность индивидуализации любого существа,
возможно, сначала вождя, затем Бога в сонме богов, «олицетворяя» добрые и злые
силы природы, впоследствии лица в среде их подобных, а потом и одомашненной
животные. Такая же потребность индивидуализации возникла и относительно ориентиров терна,
а ими были водотоки, стоячие воды, высоты, низины, наконец скопления жилищ. Различия
их по описанию не могло быть надежной информацией об их местонахождении. Это и
привело к их индивидуального наименования по аналогии личных имен
реальных и ирреальных существ (По И. Франко, 188 слов).
III. Итогово-обобщающий этап
Учитель нацеливает на анализ
контрольной работы на следующем уроке.
IV. Домашнее задание
(дифференцированное)
► Повторить орфограми и пунктограми,
во время написания которых возникали сомнения. Обратиться к словарям с целью
проверки написания слов.