УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 35
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА
Цель: повторить, закрепить и
усовершенствовать знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год; развивать
умение рационально повторять изученное на предыдущих этапах; воспитывать
готовность постоянно работать над самосовершенствованием.
Межпредметные связи: русский
литература, русский язык.
Тип урока: повторение,
систематизация и обобщение.
ХОД УРОКА
И. Мотивационно-организационный этап
Самостоятельная работа
► Составьте сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными (можно с разными видами связи) по теме «Культура общения».
Начертите его схему.
II. Процессуально-деятельностный этап
Фронтальное повторение (вопросы и
задача)
• Какое место занимает украинская
язык в мире?
• Какая связь существует между культурой
речи и коммуникацией?
• Назовите основные черты
межкультурной коммуникации.
• Какие риторические характеристики
говорящего вы развиваете в себе целенаправленно?
• Назовите основные признаки текста.
► Запишите предложение. Сделайте его
синтаксический и пунктуационный анализ. Объясните правописание выделенных слов.
«Кобзарь» - из тех немногих книг в
истории человечества, которым суждено бессмертие, потому что сам народ признал ее своей книгой
(М. Мищенко).
Наблюдение-сопоставление
► Прочитайте текст. Объясните
постановку знаков препинания в русском языке. Отличаются ли они в
украинском языке?
Есть на Украине запевала, песенной
судьбой не обделен. Он блеснет своим народным словом, словом, что второму не чета! Молнии из камня
высекая, он ведет их в буре огневой, и
поэт родник, не исєякая, вечный и позтому живой. Дольный мир, прекрасный и зеленый, взят
навеки в сердце. Спустя он живет, в Поэзию влюбленный, и летит Поэзия
к нему! (Из cтыxoтвopeния А. Прокофьева «Андрею Малышко»).
Перевод
► Переведите текст на украинском
языке. Объясните употребление знаков препинания.
В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ
Л. Н. ТОЛСТОГО
Школа не утомляла меня благодаря
отсутствию казенщины. Никто здесь никого не обязывал быть навытяжелую. Всякий чувствовал себя как
дома, попросту, и это вовсе не указывало на отсутствие порядка;
напротив, таков был именно порядок школьных занятий. Говорющиеся беспорядки были
здесь принципиальны, ибо граф вел занятия не по
учебникам дидактики, а по тому плану, который выработала его гениальная голова,
желавшая школу превратить в семью. Ребята приходят, уходят, не спрашивая ни у
кого, сами берутся за дело, без всякого принуждения, по своей воле, и притом по
дело, какое хочет каждый делать (Л.В. Морозов).
Индивидуальная работа
► Расскажите о общение по
помощью средств Интерната.. Или придерживаются собеседники в таком
общении правил речевого этикета? Назовите основные из них.
Выразительное чтение
► Запишите предложение-период. Определенно
прочитайте его. Объясните строение периода, интонацию и знаки препинания в нем.
Шевченко и Леся выросли из песни,
К ней Пушкин жаждущий приходился,
Питался Гейне песней народа,-
И кто же осмелился ее срубить,
Под корень кто бессмертную підітне?
М. Рыльский
Творческая работа в нарах
► Прочитайте текст. К какому стилю
он принадлежит? Составьте его план (письменно) и проведите с ним беседу с
товарищем по парте, соблюдая нормы речевого этикета. Сделайте синтаксический
анализ второго предложения (письменно).
АБЗАЦ
Абзац, т.е. выделение группы предложений
или отдельного предложения с новой строки, используется для того, чтобы
подчеркнуть важность определенного описания, сообщения, чтобы привлечь внимание читателя
к авторскому размышлению, характеристики героя и т.д.
Абзацы, состоящие из нескольких
предложения, могут составлять сложное синтаксическое целое. Однако абзацем объединяются и
несколько сложных синтаксических целых, абзацем может быть и одно предложение. Как
правило, выделение каждого предложения в отдельный абзац, так же как и объединение в
одном абзаце нескольких сложных синтаксических целых, обусловлено стилистическими
установками связной речи. Композиция текста, деление его на абзацы вносит
дополнительные значения в описание, сообщение, размышление (Из учебника).
III. Домашнее задание
► Подобрать несколько небольших текстов
разных типов, жанров и стилей. Доказать правильность выполненного задания.