Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ

 

Урок № 35

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА

 

Цель: повторить, закрепить и усовершенствовать знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год; развивать умение рационально повторять изученное на предыдущих этапах; воспитывать готовность постоянно работать над самосовершенствованием.

Межпредметные связи: русский литература, русский язык.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение.

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Самостоятельная работа

Составьте сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (можно с разными видами связи) по теме «Культура общения». Начертите его схему.

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Фронтальное повторение (вопросы и задача)

• Какое место занимает украинская язык в мире?

• Какая связь существует между культурой речи и коммуникацией?

• Назовите основные черты межкультурной коммуникации.

• Какие риторические характеристики говорящего вы развиваете в себе целенаправленно?

• Назовите основные признаки текста.

Запишите предложение. Сделайте его синтаксический и пунктуационный анализ. Объясните правописание выделенных слов.

«Кобзарь» - из тех немногих книг в истории человечества, которым суждено бессмертие, потому что сам народ признал ее своей книгой (М. Мищенко).

Наблюдение-сопоставление

Прочитайте текст. Объясните постановку знаков препинания в русском языке. Отличаются ли они в украинском языке?

Есть на Украине запевала, песенной судьбой не обделен. Он блеснет своим народным словом, словом, что второму не чета! Молнии из камня высекая, он ведет их в буре огневой, и поэт родник, не исєякая, вечный и позтому живой. Дольный мир, прекрасный и зеленый, взят навеки в сердце. Спустя он живет, в Поэзию влюбленный, и летит Поэзия к нему! (Из cтыxoтвopeния А. Прокофьева «Андрею Малышко»).

Перевод

Переведите текст на украинском языке. Объясните употребление знаков препинания.

В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ

Л. Н. ТОЛСТОГО

Школа не утомляла меня благодаря отсутствию казенщины. Никто здесь никого не обязывал быть навытяжелую. Всякий чувствовал себя как дома, попросту, и это вовсе не указывало на отсутствие порядка; напротив, таков был именно порядок школьных занятий. Говорющиеся беспорядки были здесь принципиальны, ибо граф вел занятия не по учебникам дидактики, а по тому плану, который выработала его гениальная голова, желавшая школу превратить в семью. Ребята приходят, уходят, не спрашивая ни у кого, сами берутся за дело, без всякого принуждения, по своей воле, и притом по дело, какое хочет каждый делать (Л.В. Морозов).

Индивидуальная работа

Расскажите о общение по помощью средств Интерната.. Или придерживаются собеседники в таком общении правил речевого этикета? Назовите основные из них.

Выразительное чтение

Запишите предложение-период. Определенно прочитайте его. Объясните строение периода, интонацию и знаки препинания в нем.

Шевченко и Леся выросли из песни,

К ней Пушкин жаждущий приходился,

Питался Гейне песней народа,-

И кто же осмелился ее срубить,

Под корень кто бессмертную підітне?

М. Рыльский

 

Творческая работа в нарах

Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Составьте его план (письменно) и проведите с ним беседу с товарищем по парте, соблюдая нормы речевого этикета. Сделайте синтаксический анализ второго предложения (письменно).

АБЗАЦ

Абзац, т.е. выделение группы предложений или отдельного предложения с новой строки, используется для того, чтобы подчеркнуть важность определенного описания, сообщения, чтобы привлечь внимание читателя к авторскому размышлению, характеристики героя и т.д.

Абзацы, состоящие из нескольких предложения, могут составлять сложное синтаксическое целое. Однако абзацем объединяются и несколько сложных синтаксических целых, абзацем может быть и одно предложение. Как правило, выделение каждого предложения в отдельный абзац, так же как и объединение в одном абзаце нескольких сложных синтаксических целых, обусловлено стилистическими установками связной речи. Композиция текста, деление его на абзацы вносит дополнительные значения в описание, сообщение, размышление (Из учебника).

 

III. Домашнее задание

Подобрать несколько небольших текстов разных типов, жанров и стилей. Доказать правильность выполненного задания.