Раздел VI. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Урок 39. Понятие этноса
Цель: рассмотреть понятие «социальная группа», «этнос», раскрыть признаки социальных групп; воспитывать уважение к представителям различных социальных групп общества, развивать умение общаться в группе, анализировать факты и делать выводы.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: ролевая игра.
Оборудование: плакаты, карандаши, бумажки.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
1. Используя высказывания известных авторов о семье и семейной жизни, дайте совет молодоженам, которые собираются пожениться.
2. Если бы вам пришлось принять участие в составлении книги советов в семейной жизни, то какие бы правила или законы вы предложили? Для ответа воспользуйтесь народными пословицами.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Группа - это сообщество людей, которые объединяются для выполнения общих задач, удовлетворение потребностей ради общения друг с другом. Это маленькая часть общества, которая отражает жизнь, культуру села и города. По содержанию и форме общения группы бывают разными, однако они имеют много общего, социального.
Этнос - понятие, которое до сих пор является важным, хотя современные условия политического и экономического жизни демонстрируют отход от него, глобализацию отношений, объединение нескольких этносов в так называемую «мегакультуру».
Ролевая игра
Учитель предлагает учащимся разделиться на группы:
• 1-я группа - политики;
• 2-я группа - экономисты;
• 3-я группа - учителя и врачи;
• 4-я группа - предприниматели.
1. Каждая группа должна на бумажке сформулировать «круг проблем» по профилю.
2. Используя плакаты, созданные учащимися, предложить пути решения этих проблем и план развития Украины до 2025 г.
• 1-я группа - экологический плакат;
• 2-я группа - плакат с планом развития образования в Украине;
• 3-я группа - плакат с экономическим бизнес-планом.
3. Защитить свои проекты, доказать, что именно работа в группе способствовала успешному решению проблем и проекта в целом.
IV. Закрепление изученного материала
Записать в тетрадях признаки социальных групп по плану:
1. Название группы.
2. Содержание общения.
3. Индивидуальные и общие интересы.
4. Ценности.
5. Организованность.
6. Эмоциональный настрой.
V. Итог урока
Учитель предлагает прокомментировать работу в группах, назвать ее положительные и отрицательные моменты.
VI. Домашнее задание
Выписать понятия «социальная группа», «этнос» в тетрадь, подготовить сообщение о семейных традициях своего народа.
Подготовиться к защите электронных проектов по темам:
1. «Роль ментальности в жизни общества».
2. «Процесс формирования украинской ментальности».
3. «Современные проблемы украинской нации».