Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел VI. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Урок 38. Семья в социальной структуре общества

 

Цель: актуализировать и обобщить знания учащихся о понятии «семья», раскрыть признаки семьи как социального звена общества; воспитывать уважение к семье, развивать умение анализировать факты и делать выводы, навыки общения, правильного поведения в семье.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: эвристическая беседа, решение проблемной ситуации.

Оборудование: семейные фотографии, альбомы, ученические презентации «Моя семья».

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания по карточкам по теме: «Социальная структура общества».

2. на доске воспроизводятся пропущенные столбики таблицы «Социальная структура общества».

3. Выступление 2-3-х учащихся с сообщениями «Семья как социальная звено общества».

4. Презентации «Моя семья». Выставка семейных фотографий.

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Проблемная ситуация

Учитель. Мать и дочь готовятся к встрече гостей. Мать возится на кухне, дочь убирает свою комнату. на просьбу матери помочь девушка ответила, что не может, потому что они четко определили свои обязанности, поэтому каждая должна выполнять свои задачи. Ведь они - семья, поэтому должны уважать интересы друг друга.

1. Согласны ли вы с позицией дочери?

2. А что для вас есть семья?

3. Какое место занимает семья в общественной жизни? Докажите, что семья - это социальная звено общества.

4. Существуют ли правила поведения в семье? Назовите их.

 

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Семья - это группа людей, связанных кровным рідством и брачными связями с целью совместной деятельности и воспитания детей. Она строится на уважении друг к другу и почитании предков. Членов семьи объединяют совместная работа и быт. Древнегреческий философ Платон рассказывал о андрогинов, которые состояли из мужского и женского начала и могли спорить с богами. Бог Зевс прогневался и разделил андрогинов на мужчин и женщин. Еще и до сих пор люди ищут свою «половинку». Одним из факторов, присущим семьи, является процесс общения. Существуют также правила общения в семье.

В определении понятия менталитета ученые определенную роль отводят так называемом бессознательном, то есть глубинным основам человеческой психики, и отмечают, в частности, что личное бессознательное в значительной степени формируется под влиянием переживаний в раннем детском возрасте, которые существенно влияют на общее отношение к жизни и других людей. Семейное среда, типы взаимоотношений ребенка с родителями, братьями и сестрами, другими членами семьи обусловливают формирование определенных черт характера будущего взрослого человека, что обязательно проявляется в специфическом поведении, в оптимистическом или пессимистическом мировосприятии, в эгоизме или альтруизме, в отношении руководителя и подчиненных, авторитетов и власти, к приятелям и женщин, жены и детей. То есть влияние культуры на индивидуальный характер, ментальность и характер человека осуществляется в ранние годы через семью, которая воспроизводит культурную среду етногрупи. То, что есть общего в способе семейного воспитания, формирует определенные черты менталитета. Это общее не исчерпывается конкретными указаниями и советами. Оно проявляется преимущественно в традициях и нормах данной культуры, что их олицетворяют родители, со своеобразного семейного стиля жизни в глубинное бессознательное ребенка входит определенная система ценностей, которой она будет придерживаться в течение своей жизни. Более поздние культурные влияния будут касаться большей части поверхности психики. С этой точки зрения менталитет предстает продуктом данной культуры и в то же время, персонифицируя ее, является носителем, продолжателем культурных традиций и норм поведения в последующих поколениях.

Задание ученикам по группам

• 1-я группа. Составить правила и нормы общения в семье.

• 2-я группа. Рассказать о содержание и формы общения в семье.

• 3-я группа. Определить особенности жизни украинской семьи.

• 4-я группа. Указать на роль отца и матери в воспитании национальных черт характера.

• 5-я группа. Идея равенства в украинской семье: определить положительный и отрицательный сторону равенства.

Выступление представителей каждой группы с решением задачи.

 

V. Закрепление нового материала

Работа в группах

Учитель предлагает учащимся составить «семейные диалоги» и продемонстрировать их по ролям.

• 1-я группа. Дает оценку ситуации, которая была продемонстрирована, определяет проблемы.

• 2-я группа. Выступает экспертами по решению определенных проблем.

 

VI. Итог урока

Беседа за вопросами

1. По каким признакам можно определить группу людей как семью?

2. Каким было отношение к семье в историческом прошлом украинского общества? Изменилось ли оно сегодня?

3. Есть ли разница в отношении к семейным отношениям с национальными, географическими, политическими, экономическими признаками?

4. Рассказать о формы и содержание семейного общения. Как влияет телефонное общение на семейные отношения?

5. Как вы сами можете улучшить отношения в семье? Предложите сверстникам свои «рецепты» хорошего семейного общения.

 

VII. Домашнее задание

Найти высказывания о семье выдающихся украинских и зарубежных авторов, народные пословицы и поговорки, записать их в тетради.