Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 3

 

3. ПОКОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.6. Возрастная динамика формирования компонентов учебной деятельности

Психологические принципы формирования учебной деятельности

 

Учебная деятельность, как и любое психическое новообразование, является результатом усвоения и трансформации социального опыта человеческого индивида. Условия для развернутого формирования и осуществления ее создаются только в школе, где учение как основной психологический инструмент познавательного развития человека становится предметом специальных формирующих воздействий педагога, объектом деятельности саморазвития ученика. В школе детям систематизированы подаются основы наук, которые содержат основные способы человеческого познания. Они закладывают основы научного мировоззрения учащихся, обеспечивают их полноценную интеллектуальную активность.

Основной задачей начальной школы является формирование у учащихся целостной и полноценной структуры учебной деятельности. Ведущая цель и главный результат такой деятельности является усвоение научных понятий и соответствующих умений оперирования ими. Именно такие научные понятия, законы науки и связанные с ними общие способы решения практических задач составляют основное содержание учебной деятельности современной общеобразовательной школы.

Формирование учебной деятельности происходит эффективно при условии соблюдения определенных принципов:

Преподавание в младшей школе должно изначально строиться как процесс развернутого знакомство детей с соответствующими учебными действиями, действиями оценки и контроля, которые необходимы для того, чтобы овладеть общим принципом решения задач определенного типа. Таким образом сама учебная деятельность становится для ученика предметом осознания анализа и отработки. От ученика при таких условиях следует требовать осознание смысла учебной ситуации и последовательного воспроизведения всех необходимых действий.

В процессе демонстрации последовательности учебных действий необходимо обращать внимание на те, которые нужно выполнять в предметном плане внешне-речевом или в умственном плане. Важно создавать условия для того, чтобы предметные действия постепенно приобретали умственной формы, контролировать достаточность их обобщенности, засвоєності и полноты, поскольку большинство ошибок учебной деятельности связана либо с неполнотой ее структурных компонентов, или с их недостаточной отработкой.

Особое внимание при формировании учебных действий следует придавать действиям моделирования, которые позволяют выделить и изобразить основные характеристики предмета изучения. Без таких действий невозможно кратко записать условия задачи, сокращенно воспроизвести определенный текст, составить план прочитанного рассказа или выделить в нем главную мысль. Средствами моделирования могут выступать графические схемы, формулы из букв алфавита, которые в схематической и обобщенной формах воспроизводят связи отдельных частей текста, отношение величин задачи.

Умение самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, то есть понять сущностные связи и отношения предмета, который изучается, возникает у ученика, если преподаватель целенаправленно приобщает его к учебных ситуаций, ориентируя на поиск и осознание общего способа решения задач определенного класса. В рамках конкретной учебной ситуации такое умение проявляется в том, что когда ребенок получает ряд конкретных задач, то она, прежде всего, не берется решать их все, а стремится найти общий способ решения их на примере одной или двух задач, которые становятся для него объектом теоретического рассмотрения общих связей и отношений.

Необходимо научить ученика выделять в собственной учебной работе ее компоненты, то есть решаемые учебные задачи, учебные действия, которые выполняются или которые необходимо выполнить для того, чтобы получить нужный результат.

Выделенные в психолого-педагогической литературе многочисленные упражнения и вопросы способствуют перетворюванню деятельности учения в предмет усваивания ученика. Приведем несколько алгоритмов вопросов, способствующих формированию полноценной учебной деятельности, которыми могут пользоваться педагоги, родители и ученики в работе по формированию учебной деятельности. Например, ученику можно предложить такие задания:

1. Попробуй ответить:

а) что в твоей учебной работе будет результатом;

б) каким способом ты предугадываешь его достичь;

в) есть ли другие способы достижения этого самого результата;

г) сопоставь эти способы между собой и выбери самый эффективный.

2. Определи задачи собственной учебной работы. - Выбери способ действий, который ей соответствует. - Изменения условия задачи и посмотри как изменится способ соответствующих действий.

3. Определи этапы своей учебной работы: постановка задач, выбор способа действий, выполнение действий самооценки и самоконтроля. - Запиши графически в виде схемы или условных поз-начень ее последовательность. - Выполни самостоятельно и последовательно этапы работы на материале конкретного задания.

4. Спланируй свою учебную работу: определи то, что является более отдаленным задачей и что - ближе. - Какие действия необходимы для решения этих задач. - Названия последовательно первую, вторую и третью действия (или третью, вторую и первую). - Реши, сколько времени необходимо на каждый этап работы. - Какой этап является субъективно тяжелым, а какие - легкими. - Какие действия отработаны лучше, а какие требуют доработки.

5. Пересмотри на основе анализа собственных индивидуальных возможностей ход выполнения своей работы, проверяй себя на каждом этапе, пользуясь приведенными схемами.

Сформированность компонентов учебной деятельности про-является в том, что, оказавшись перед необходимостью решения задачи, ученик может "умственно проиграть" строение необходимой самостоятельной деятельности по ее решению сначала на уровне общего образа, а затем и конкретных действий и уже после того последовательно воспроизвести на практике весь необходимый алгоритм учебных действий, сопровождая его действиями самоконтроля и самооценки.

 

Возрастные особенности становления компонентов учебной деятельности

Структура и сформированность отдельных компонентов возрастной динамики учебной деятельности очень разнятся в пределах различных возрастных периодов. Так, учебная деятельность учащихся младших и средних классов имеет разное соотношение предметных, знаковых и умственных компонентов действий, входящих в состав операционного компонента учебной деятельности.

Для младшего школьного возраста (6 - 10 лет) характерно активное усвоение содержания и общих способов решения определенного класса задач. Учебные задачи пока что ставит, планирует и организует учитель, а ученик в таких условиях овладевает под руководством педагога основы моделирования, различения объекта и знака в качестве его заменителя; усваивает важные умения переходить от предмета к модели и наоборот. В это время складываются благоприятные психолого-педагогические условия для перехода операций предметных действий во внутренний план через их языковое осознание. Младший ученик активно осваивает простейшие формы самоконтроля: контроль за результатом, или итоговый контроль, и текущий, или пошаговый. Действие оценки в этом возрасте за традиционных условий обучения является точной копией оценки педагога, ее буквальным воспроизведением. В результате целенаправленного формирования, начиная с 2 - 3-го класса, могут быть развиты как ретроспективная, так и прогностическая формы самооценки учащихся.

Для среднего школьного возраста (11 - 14 лет) характерным является занятие самостоятельной постановкой учебных задач, осознание собственной деятельности, ее компонентов и операций. При этом происходит преимущественное "свертывания" (автоматизация) предметных операций и их модельно-графических изображений. Вместе с тем активно возникают и "разворачиваются" модели, которые фиксируют особенности собственной учебной деятельности подростка. В этом возрасте становится возможным овладение и всеми формами самоконтроля (итоговым, текущим и планирующим), а это, в свою очередь, выступает основой формирования систем личностной саморегуляции ученика. Заканчивается формирование действия оценки, которое, несмотря на ведущую роль для подросткового возраста деятельность общения, происходит особенно эффективно в процессах совместимо органе-зированный учебной деятельности с использованием в ее пределах взаимоконтроля и оценка работы в парах учениками друг друга.

В старшем школьном возрасте для учеников типичное умение самостоятельно ставить учебные задачи, выдвигать гипотезы и плана-вать способы их решения и доведения. Ученик учится самостоятельно добывать научные факты и оперировать ими, то есть анализировать, обобщать и объяснять их. При этом происходит активное формирование учебных действий, необходимых для исследовательского поиска по типу эксперимента: построение моделей, необходимых для осознания исследовательского задания, преобразования моделей вне их со-отнесением с реальным объектом, выделение закономерностей исследуемого явления и перенесения их на реальный объект. Учащиеся старших классов используют все виды контроля, что дает им возможность перейти к сложным формам саморегуляции. Таким образом, в старшем школьном возрасте уже полноценно сформированы все информационно-операционные структуры: анализ задач и самостоятельная постановка учебных задач, выдвижение предположений - гипотез (как основа планирования и осуществления необходимой последовательности учебных операций), действия оценки и контроля. Особенно важным является сформированность регуляционного компонента учебной деятельности, поскольку на его основе формируется личностная и социальная саморегуляция, которая является одним из универсальных психологических механизмов существования личности. Известно также, что саморегуляция являющиеся неотрывной от потребо - мотивационной сферы человеческого индивида. Саморегуляция в обучении дает возможность ученику осознавать цели и задачи учебной деятельности, обеспечивает способность создавать общий план выполнения определенных учебных действий с учетом условий их выполнения, обеспечивает непосредственное выполнение отдельных операций и действий и т.д.

 

Следовательно, процесс обучения происходит в единстве мотивационной, операционной и информационной подсистем учебной деятельности. Сформированность компонентов учебной деятельности обеспечивает эффективность процесса обучения. В сформированном виде учебная деятельность, в свою очередь, становится основой выработки человеком индивидуального стиля осуществление других видов деятельности.

Для диагностики уровня развития детей в учебной деятельности и ее отдельных компонентов используют нормативно-исполнительскую деятельность, ориентированную на решение учебных задач. Ориентировочные уровневые характеристики ее основных показателей представлено в табл.

Психологическую основу диагностики составляет оценка способа решения (конкретный для данной задачи или общий принцип решения), своеобразии усвоения новых умений, способности к самостоятельной постановке задач учеником, а также скорость обработки им учебной информации и принятия эффективного решения.