Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.4. Межличностные отношения в группах

2.4.3 Методы изучения межличностных отношений

Межличностные отношения в группах изучают с помощью методов наблюдения, эксперимента, беседы, анкет и социометрии. Выбор и применение метода зависит от конкретных задач и условий. В последнее время с этой целью широко используют соціометричну, референтометричну методики.

Социометрия.

В 30-х годах XX ст. Д.-Л. Морено при изучении социальных взаимодействий в группе предложил так называемую соціометричну процедуру, которая потом получила название «социометрия». Позже в работах зарубежных и отечественных ученых она подверглась серьезной модификации.

На практике соціометрію используют для выявления симпатий или антипатий между лицами, принадлежащими к группе, которые сами могут не осознавать своего отношения к другим. В роли соціометричного критерия при исследовании выступает вопрос «С кем бы ты хотел...?». Оно может касаться любой сферы человеческих отношений: совместного труда, обучения, отдыха, развлечений. По значимости различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются самых важных и самых значимых для исследуемого аспектов его жизни: работы, учебы, общественно полезной работы, совместного отдыха. Слабые критерии охватывают круг вопросов, связанных с ситуативными обстоятельствами: выполнением разовых поручений, игрой, прогулкой, экскурсией, культпоходом. При этом количество избранных лиц может ограничиваться. Опрашиваемого просят установить последовательность своего выбора (в первую очередь, во вторую очередь и т. д.). При необходимости выявить лиц с отрицательным статусом соціометричним критерием служит вопрос «С кем бы ты не хотел...?».

Результаты взаимного выбора переносят в соціометричну матрицу, которая имеет вид турнирной таблицы. В ней по вертикали записывают по алфавиту фамилии всех членов группы, а по горизонтали - их порядковые номера в списке. На перекрестках строки и столбца положительный выбор обозначают знаком «+»; если выбор взаимный, то «+» обводят кружочком. Затем в каждом столбце по вертикали подсчитывают количество положительных выборов каждого индивида и количество взаимных выборов. На основании этих данных устанавливают, кто в группе является соціометричною звездой, а кто оказался изолированным (нулевой выбор) по определенному критерию.

Графически результаты изображают в виде соціограми, если в группе не больше 20 человек. Девушек обозначают кружочками, а ребят - треугольниками с указанием порядкового номера в списке. В центральном круге располагают тех, кто получил максимальное количество положительных выборов. Это соціометричні «звезды». Во второй зоне размещают лиц, которые получили больше половины, а в третий - тех, кто получил половину и меньше положительных выборов. В крайней зоне будут «изолированы» - те, кто делал положительные выборы, но сам не получил их. Выбор обозначается линией между значками со стрелкой в направлении избранного. Если выбор взаимный, стрелками обозначают оба конца линии.

Социометрический метод является оперативным, но он дает лишь картину эмоциональных отношений внутри группы. Она очень неустойчива и по разным критериям может существенно отличаться. Кроме того, ответы индивидов могут не соответствовать действительности.

Существенные межличностные отношения людей раскрываются в условиях совместной деятельности. Поэтому результаты социометрии лишь фиксируют наличие эмоциональных отношений, не давая возможности раскрыть их причины, установить, почему один индивид выбрал именно того, а не другого. Мотивы выбора, что очень важно для психологии, остаются неизвестными. Отношения между людьми, по мнению американского психолога М. Аргайла, опосредованы многими факторами, а социометрический выбор охватывает лишь небольшую часть сознательных элементов в этих отношениях.

По данным социометрической матрицы можно рассчитать более 20 групповых показателей: социометрический статус любого члена группы, индекс групповой сплоченности, индекс інтернативності группы, рефлексивный коэффициент осознанности и другие. Однако большинство отечественных ученых считает их формальными и к тому же сомнительными.

Референтометрія.

В народе говорят: «Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». В группе всегда выделяется круг лиц, на мнение и оценку которых личность ориентируется, то есть по определенным причинам они оказываются референтными, образуют референтную группу. Знание референтной группы часто помогает установить мотивы поведения человека. Для ее определения отечественные исследователи предложили методику референтометріі, что дает возможность внутри группы, к которой принадлежит личность, выявлять ее референтную группу. Этого нельзя сделать с помощью соціометричного теста.

Референтометрична процедура состоит из двух этапов. На первом ее участникам дают набор карточек с фамилиями всех других членов группы, на которых предложено (для всех одинаковый) набор определенных черт (например, смелый, добрый, умный и т.д.). Участников просят оценить каждое лицо, принадлежит к группе, по определенной шкале. На другой стороне карточки указана фамилия того, кто оценивал. На каждого участника группы получают п - 1 карточек с оценками его качеств. На втором этапе для каждого участника карточки раскладывают вниз оценкам, то есть он может видеть только фамилия того, кто оценивал.

Главная идея эксперимента заключается в том, чтобы выявить избирательное отношение каждого только к нескольким лицам, входящим в группы. Ведь участникам референтометричної процедуры сообщают, что им позволяют ознакомиться с оценками не более, чем на 5-8 карточкам. Причем сигнал о прекращении опыта может прозвучать после любого выбора. Как правило, каждый из участников последовательно знакомится с оценками только тех лиц, которые его больше всего интересуют. В условиях эмоционального напряжения и дефицита времени исследуемые раскрывают (иногда даже неосознанно) свою ранговану референтную группу. Следовательно, по сравнению с соціометрією референтометрична методика выявляет более глубокие и более содержательные характеристики групповой дифференциации.