Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.4. Межличностные отношения в группах

2.4.4 Лидерство в группах (коллективах)

Возникнув как результат общения и взаимодействия людей в составе группы, лидерство является сложным социально-психологическим явлением, в котором сочетаются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, которые имеют социальную природу и сущность. Сущность его проявляется в способности влиять на других людей, не пользуясь административными рычагами, что существенно разнит его с таким феноменом, как руководство.

Лидерство и руководство.

В зависимости от личностных и деловых качеств, участия в общих делах каждый член группы имеет определенное положение в групповой структуре, которая является своеобразной иерархией индивидуальных статусов. Вершину этой иерархии занимает лидер как наиболее референтная личность в группе.

Лидер - личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, касающиеся их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лидер может не быть соціометричною звездой, может не вызывать особой симпатии у окружающих, но он имеет неоспоримое референтность. Лидерство является сложным процессом группового развития, в результате которого дифференцируется и совершенствуется групповая структура. Его нельзя ни отождествлять ни с руководством, ни противопоставлять ему. По своей природе лидерство связано с регулированием неформальных межличностных отношений. Лидерство - процесс внутренней самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью группы на основе индивидуальной инициативы участников. Руководство же является реализацией функций и средством регулирования официальных отношений в рамках социальной организации.

Руководитель - лицо, которое управляет трудовой деятельностью группы на основе административно-правовых полномочий и общепринятых норм общежития.

Руководитель связан с официальной структурой группы. Он может справиться с ее управлением тогда, когда члены группы будут воспринимать его как лидера. Однако лидер группы не всегда может справиться с обязанностями руководителя, деятельность которого шире и сложнее. Оптимальным вариантом для группы является совпадение в одном лице лидера и руководителя. В противном случае эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером. Поэтому искусство руководителя включает и умение координировать работу лидеров, опираться на них.

Теории лидерства.

Вопрос «Кто и как становится лидером группы?» является стержневым в социальной психологии. В поисках ответа на него в зарубежной психологии сформировались различные подходы.

В 30-е годы XX в. американский ученый Е. Богардус предложил теорию черт лидера, в которой утверждал, что лидерами рождаются. Сторонники этого подхода считают, что от природы человек наследует свойства и качества (сила и подвижность нервных процессов, экстравертность, способность к эмпатии и т.д.), которые дают ей возможность занять в любой жизненной ситуации позицию лидера. Однако эта теория не была подтверждена практикой, ведь почти в каждой группе есть личности, которые преобладают лидера за умом, способностями, но не имеют такого статуса. Оказывается, что сама по себе комбинация даже очень развитых рис еще не делает личность лидером.

На смену этой теории в 50-е годы XX в. пришли теория лидерства как функции группы (авторы - американские психологи Ричард Крачфілд (1912-1977) и Дэвид Креч (1909 - 1977) и теория лидерства как функции ситуации " (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др.).

Представители теории лидерства как функции группы считают, что лидерство является следствием внутрігрупового развития. Группа в процессе развития «выделяет» из своей среды личность лидера. Им становится человек, последовательно, неуклонно придерживается норм и ценностей группы и имеет самый высокий статус.

Сейчас больше всего сторонников имеет теория лидерства как функции ситуации. Наблюдая, как те же люди в разных группах могут выполнять разные роли и иметь разные статусы (лидер в семье и подчиненный на производстве), исследователи пришли к выводу, что лидерство является результатом сложного и многогранного влияния различных факторов и ситуаций, за которого постоянно происходит смена ролей. По их утверждению - лидер - это член группы, который в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

На основе экспериментальных исследований деятельности лидеров в малой группе Г. Бейлс убедился, что существует как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.

Эмоциональный лидер регулирует межличностные отношения и создает надлежащий психологический климат в группе. Он всегда выступает как советчик и посредник.

Инструментальный лидер на основе своей компетенции берет на себя инициативу и ответственность при организации и осуществлении определенных видов деятельности.

В отечественной психологии к таким выводам пришли Владислав Шпалінський и Борис Парыгин. Так, Парыгин считает, что лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в значимой ситуации, чтобы организовать совместную коллективную деятельность людей и быстро и успешно достичь поставленной цели. Он предлагает классифицировать лидеров по содержанию деятельности, стилем руководства и по характеру деятельности.

По содержанию деятельности лидер может быть вдохновителем, (предлагает программу деятельности); исполнителем (обеспечивает выполнение предложенной программы) или вдохновителем и организатором.

По стилю руководства лидеры бывают авторитарными, демократическими или такими, которые одновременно сочетают оба стиля.

По характеру деятельности лидеров разделяют на универсальных (постоянно проявляют свои способности в разных видах деятельности) и ситуативных (могут быть лидерами только в определенных ситуациях). Психологический климат в коллективе в первую очередь определяется стилем руководства и деловыми отношениями между руководством и исполнителями. Еще К. Левин, разделяя лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических, охарактеризовал существенные различия их деятельности.

Авторитарный лидер (руководитель) действует единолично, не учитывая мнения окружающих. Основными формами управления, которыми он пользуется, есть инструкция, приказ, наказание, выговор и благодарность. Вся информация сосредотачивается только в него, а потому подчиненные пользуются лишь догадками и слухами. Он подавляет любую инициативу в группе, считая, что «все знает сам». Поэтому члены группы не проявляют ни инициативы, ни творческого подхода при выполнении поставленных задач. Обнаружив ошибку в действиях подчиненных, авторитарный руководитель прибегает к высмеивание и неконструктивной критики, не объясняя, как ее можно исправить. При отсутствии руководителя работа группы замедляется или прекращается, поскольку никто не хочет брать на себя ответственность.

Демократический лидер (руководитель) воспринимается членами группы как «один из нас».

За такого руководства новая информация становится доступной для всех в группе. Проблемы также широко обсуждаются. Каждый член группы может свободно высказывать свою мысль, которая будет тщательно проанализирована. В своей деятельности руководитель опирается на помощь группы. При распределении обязанностей и нагрузок максимально учитывает индивидуальные особенности и возможности исполнителей. Поощряет инициативу и творческий подход в подчиненных, часто делится с группой своими полномочиями. Это создает доверчивый, спокойный психологический климат. Общаясь с членами группы, такой лидер преимущественно прибегает к просьбам, советам, доверительной интонации. При его отсутствии деятельность группы не замедляется и не прекращается. Проблемы, которые возникают, группа решает сама путем детального обсуждения и принятия общего решения.

Приведенные социально-психологические характеристики авторитарного и демократического лидеров (руководителей) являются очень сжатыми и схематичными. В жизни такие «чистые типы» встречаются редко. В зависимости от конкретных ситуаций чаще всего лидеры проявляют свойства обоих типов. Так, в сложных критических ситуациях демократический лидер может вести себя авторитарно: брать ответственность на себя и применять волевые приемы.

При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, иногда наблюдается анархический стиль руководства. Он проявляется в фактическом отстранении от руководства группой.

Итак, межличностные отношения - это взаимоотношения между людьми, которые возникают и развиваются в процессе непосредственного взаимодействия между членами группы, имеют неформальный характер и основываются на эмоционально окрашенной оценке партнеров.