Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 34/р>

Тема: Ознакомление с наиболее употребляемыми вставными словами (практически). Выделение их на письме запятыми

 

Цель: дать понятие о вставные слова и сочетания слов, формировать умение определять их в предложении, свыяснять их роль, расставлять знаки препинания в предложениях со вставными словами, уместно и правильно употреблять вставные слова в речи, правильно интонировать предложения с вставными словами; развивать мышление, устная и письменная речь, обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки)./р>

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Выполнение индивидуального задания с раздаточным материалом (двумя-тремя учениками).

Карточка 1

Переписать, роставляючи пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Обращение подчеркнуть.

Мама, чего приуныли? Дайте тепло ваших рук! (Д. Луценко.) Руки у вас, мама, как книга раскрытая. (Б. Демкив.) Ты нелегкую жизнь прожила, моя мама. (Н. Кащук.) Ты силы дай, любимая мать, к борьбе со злом! (Г. Завадович.) Вот и настало время, дорогая мать, давние мечты и сны твои. (П. Дорошко.) Как тихо и уютно в нашем доме, мамочка! Я даже слово произнести вслух боюсь. (В. Кузьменко.)

 

Карточка 2

Переписать предложения в такой последовательности: предложения с непоширеними обращениями; предложения с распространенными обращениями.

Спасибо, братец, за добреє словечко. (Л. Глуб.) Вольно, сердце, на минуту в северную час. А я мнением полыни в родную Украину. (Б. Лепкий.) Вы заграйте, горы, зашумит, дубравы! Приберіться, нивы, красиво и много! (Ю. Шкрумеляк.) Бывайте здоровы, горы этюды о! Бывайте здоровы, цветки в дубраве! (Б. Лепкий.) Хвала вам, груши, яблони и сливы! Хвала вам, анемоны и зверобой! (Есть. Гуцало.)

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Прочитати. Объяснить, каких оттенков набирает выражена в каждом из предложений мнение благодаря выделенным словам.

· Сегодня, может, будет дождь.

· Сегодня, безусловно, будет дождь.

· Сегодня, к счастью, будет дождь.

· Сегодня, по-моему, будет дождь.

· Сегодня, говорят, будет дождь.

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (с. 80).

Работа с таблицей (стр. 81).

Выполнение упражнения 207 (устно).

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Выборочный диктант. Выписать вставные слова.

Лето бабье вверху, значит, осень на поре. (О. Пархоменко.) Где-то, говорят, есть гора, где не поют птицы. (Л. Костенко.) Задумчиво летят снежинки. А им падать, может, лень... (А. Сказка.) И действительно, эта земля округлая, словно глобус. (В. Осадчий.) Советовались небораки: во-первых, где зимуют раки? Во-вторых, кто рисует зебре полосы? В-третьих, колючий хвост у редьки? В-четвертых, в среду четверг бывает? (И. Светличный.) Пока что-то жираф глотнет, наверное, целый день пройдет. (Есть. Гуцало.) Волы, как известно, скот медленная и ленивая. (Марко Вовчок.) Наверное, из всего я надивувавсь... (Есть. Гуцало.)

Переписать. Объяснить употребление разделительных знаков. Подчеркнуть вставные слова.

1. Говорят, как лежит снег на поле, то будет хлеб в амбаре. (Нар. творчество). Учителя говорят Сергею, что у него артистический талант.

2. Задача, по моему мнению, решена правильно. По моему мнению товарищ не обратил никакого внимания.

Творческая работа. Составить предложение со словами: видно, может, разумеется, чтобы они в одном случае были вставными, а во втором - членами предложения.

Диктант с комментированием. Вставные слова подчеркнуть.

1. Более Днепром казак идет, может, с вечера. (Т. Шевченко.) А наш соловей, когда запоет, кажется, вскрывается в Днепр. Кажется, сад весной заквітає на счастье всем и добро. (Л. Забашта.) А какой же это мировоззрение в реки, в поля, в рощи? Может, тихий, бирюзовый? (П. Тычина.) Говорят, Янтарное море вымывает куски янтаря. (Л. Забашта.) А может, и сейчас творится янтарь, но об этом еще человечеству неизвестно. (Л. Костенко.) Розы, как известно, душистые. (М. Доленго.) Кто песню для гледичії склада? Видимо, этих музыкальных пчел орда! (Есть. Гуцало.) В чем, собственно, чудо Паганини? (Л. Костенко.) В каждом дереве скрипка, говорят, живет. (Есть. Гуцало.) Может, бренчал я на лире? Мо’, в жизни скакал теленком? (П. Тычина.)

2. До словечка, до слів'ятка прижмись! Может, так хоть язык родной научишься. (М. Тимчак.) Ну что бы, казалось, слова... ...А сердце бьется, панаса, как их услышит!.. (Т. Шевченко.) Бывает, увидишь в чужих городах хрусталь моего языка дорогой... И станет так, словно рану кто пригоїв... (Л. Литвинчук.) Оно, конечно, гостю негоже в Париже думать о своих города: о Лохвицу, о Миргород, о Сквиру... (М. Рыльский.) Порой, бывает, на чужбине мне приснятся горы синие. (Б. Лепкий.) Видимо, таковыми не рида слезами никто, как мать с боли за детьми. (Б. Лепкий.) Когда скует, бывает, душу тоска и мир кажется лезвиями огня, я материнскую песню жебоню. (В. Выхрущ.) Простите, вернусь не скоро. Вернусь не знаю когда. (Б. Дегтярев.)

3. Пахнет, говорят, ромен горечью. (Л. Забашта.) Кажется, до сих пор пахнут хлебом копы. (Б. Дегтярев.) Словно на отца родной сын, на месяц похож апельсин. Видимо, ночью, когда я спал, этот апельсин с неба упал. (А. Кочан.) Черенков, наконец, достаточно в ведре. Прыгают в іскрянім полукруге маленькие рыбки, словно в странной игре! (М. Рыльский.) Вот лиса хитрые шаги. В село он, наверное, бежал. (Л. Полтава.) А это же для вас не тайна, что Волчица эта, конечно, страх голодная была. (И. Франко.) Не знаю я того, как серый волк здесь оказался. Обмерз, забовтався, пожалуй, три дня не ел, дрожит, как мокрый борзая, зубами, знай, цокоче. (Есть. Гребенка.) Кто расскажет нам, наверное, почему это издавна между людей на Украине называется июнем первый летний месяц этот? (Н. Забила.) К сожалению, есть слизни и клещи, крылатая и ползучая дрянь... (М. Доленго.)

 

V. Подведение итогов урока.

Обучающие диктанты.

1. Большинство украинский фамилий указывают на связь с родной землей и предками. На далеких предков, безусловно, указывают такие фамилии: Петренко, Миколайчук, Семенченко. И, конечно, много фамилий указывают на происхождение предков. Это фамилии Полтавец, Уманский, Миргородский и др. Вероятно, во многих фамилиях отбита и прекрасная украинская природа. Например, в фамилиях Яворивский, Степняк, Подгорный, Яровой, Лиманский, Береза. (Из журн.; 55 сл.)

2. Живописная Полтава стоит на реке Ворскле. Возможно, это одно из древнейших поселений в Украине. Когда-то поселение называлось Лтавою, а в некоторых источниках - Олтавою. Нынешнее название «Полтава» фиксируется с первой половины пятнадцатого века.

По мнению исследователей, название города происходит от реки Лтава. Так называется приток Ворсклы. Название Полтава безусловно образовалась от первой с помощью префикса по-. (По И. Воспитанником; 55 сл.)

3. Большая стая перепелок мчится на юг. Видимо, природа гонит их вперед. Известная вещь, перепелки летят ночью.

Порой облака и туман прижимают стаю к земле. Главари, конечно, берут вверх. Все перепелки бросаются за ними. И слабее птицы, бывает, падают.

Этот перепел ударился о телеграфную трос. Он лежал возле шоссе. Хорошо, что не наткнулся на него хищник: лисица, хорек или ласка.

Беднягу подобрали пастушки. Конечно, я купил у ребят инвалида. Долго пришлось его лечить.

Сейчас перепел Мартин живет у меня. Вот он, взгляните, пробежал через комнату. Погоди, Мартин, куда ты? (По А. Копыленко; 89 сл.)

 

VИ. Домашнее задание.

Повторить п.11, упражнение 209.