Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 33

Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении

 

Цель: формировать умение определять обращение в предложениях, правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять обращения в устной речи; воспитывать уважение к устного народного творчества и мастеров художественного слова; формировать навыки самостоятельной работы, умение применять на практике полученные теоретические знания, развивать логическое мышление, устная и письменная речь, эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний и навыков.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки).

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Работа у доски. Записать предложения. Объяснить употребление знаков препинания при обращении. Указать обращения распространенные и нераспространенные. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

Дождик, дождик, перестань! Должны ехать на бахчу! Месяцу молодой! У тебя золотые рога! Твоим рогам не стоят, моим зубам не болеть! Улиткав, спектаклей рог! Дадим сыра на пирог!

Народное творчество.

Выполнение індивідувальних задач са раздаточным материалом (двумя-тремя учениками).

Карточка 1

Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Обращение подчеркнуть.

Ой чого ти, дубе, на яр похилився? Молодой казак, чего приуныл? Нечего, лошади, в конюшне спать, пора ляхов напугать! И сходьтеся, ребята, славные запорожцы, плечо под плечо! И не дадим, мужественные запорожцы, врагу Сечи! Был ли ты, орел, в моей стороне? Или сокрушается матушка по мне? Будешь ли ты, девчоночка, по мне тосковать? Скоро сяду и поеду в армию служить!

Народное творчество.

 

Карточка 2

Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Обращение подчеркнуть.

Не расти, берізко, при дороге около! (Б. Лепкий.) Ой не гнись, не хилися, явороньку зелененький! (О. Маковей.) Ой чого ти, дубе, на яр похилився? Ой чего, козаче, не спишь, приуныл? (С. Черкасенко.) Пусть гнется лоза, а ты, дубе, крепись! Ты расти и расти, не хились, не кривись! (С. Руданский.) Здоровенькая была, Лисичко! Полакомься с нами, молодичко! (Л. Глуб.)

 

Карточка 3

Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Обращение подчеркнуть.

Волнуют, маюють, цветут поля. Добрый день тебе, Украина моя! (П. Тычина.) Во мне звучишь ты, мово песенная, лунаєш шумом родного роще! (И. Кращук.) Шевченко! Отзыв дум своих слышишь ли ты в нашем пении? (М. Рыльский). Песенки мои дорогие, где я вас дену? (М. Пидгирянка.) На траве, заря, платок не забудь! (В. Сосюра.)

 

Проговорить скороговорки. Указать обращение.

Мудрая Марина ругала Мартина:

«Ты, Мартин, не мартинь, мартину шутки брось!»

 

Ты, малый, скажи малому,

Хай малый малому скажет,

Пусть малый теленка привяжет.

Народное творчество.

 

II. Сообщение цели и задач урока.

 

III. Воспроизведение теоретических сведений.

Беседа.

· Что называется обращением?

· Какие бывают обращения по строению?

· Как інтонуються предложенияи наименованиями?

· Какие знаки препинания ставятся при обращении?

· Является ли обращение членом предложения?

· Какими частями речи обычно выражаются обращения?

· В форме каких падежей относятся существительные, которыми выражаются обращения?

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Предупредительный диктант. Объяснить, есть обращения членами предложения. Указать обращения нераспространенные и распространенные. Определить падежи существительных, которыми выражены обращения.

1. Сколько есть у нас, дорогие друзья, для обращения нежных слов! (Д. Белоус.) Хорошая ты, мамочка, дорогая очень, милая! Ты меня еще с детства обычая научила. (К. Перелісна.) Дай, бабуся, поцелую седину твоих волос (А. Костецкий.) Это ты, моя звездная родительская хато, зринаєш сегодня во сне. (Д. Белоус.) Тату, скрипочку купите! (Л. Забашта.) Там мы, товарищи, собирались не раз в дружеской беседе и в дружеском деле. (М. Рыльский.)

2. В нежный Нежино, я опять сюда пришла... Лебедь, лебедь, птица высокого взлета, где же свои крилечка ты по мирам натрудив? Лебедь, лебедь, ждет тебя озеро наше, ждут тебя заводе, тихие днепровские миры, неба Страны бездонная чаша, родного берега чистый песок золотой. Лебедь, лебедь! Ты возвращаешь домой на тихії воды, на заре Страны ясны...

С тв. Л. Забашты.

Самостоятельная работа. Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Обращение подчеркнуть.

1. Вот луч последний!.. Прощай,..селеє солнышко ясное! (Леся Украинка.) Дождик, дождик голубой, колосков не человека-обивай... (А. Малышко). В..сна почитай, не спи, воркуй, наш голубь зозулястенький! (Л. Глуб.) Скучаю за вами, соловьи Страны! (М. Рыльский.)

2. Не щ..бечи, соловей, под окном бл..зенько! Не щ..бечи, малюсенький, на заре утречком! (В. Забила.) В гуси, гусята! Прилиньте сейчас взять на кр..лята с..мных детей! (М. рыльский.) А вы, орлы, в небе имейте, мою саблю вспомните! (Александр Олесь.) Я не завидую соколу, друзья, ибо и сам кр..лату душу имею. (П. Воронько.)

Переписать предложения, на месте точек вставляючи выбранное из стоядки обращения. Расставить знаки препинания.

Ой почему ты не летаешь ... ? Ой почему ты не гуляешь ...? (С. Руданский) Или слово выросло из любви? Светись ... в родительском слове! (Г. Лубкивский.) Зашуми ... высокими травами о притяжение земное к великой правды! (О. Князенко.) Не потеряю я тебя ...! Васильково, барвінково, терново век ты будешь во мне цвести. (Л. Литвинчук.) ...! Вы дороги мне! (Б. Лепкий.)

Довідка.

Орле сивокрилий; парень чорнобривий. Правдо. Наша постное. Родная речь. Упоминания с детских ранних лет.

Дополнительное задание (для тех, кто быстрее справился). Самостоятельно составить предложения, в которых представлены слова и словосочетания выступали бы обращениями.

Моя земля; отечество; матушка; народ родной.

 

V. Подбиття итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Творческая работа: составить и записать высказывания на тему “Мой город” (объем 5-6 предложений), употребив в нем 2-3 обращения.