СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 35
Тема: Вставные слова (практически); выделение их на письме запятыми
Цель: закрепить знания о вставные слова и употребление знаков препинания в предложениях со вставными словами; формировать умение распознавать вставные слова, с’выяснять их роль в предложении, правильно интонировать предложения с вставными словами, употреблять вставные слова в речи, употреблять знаки препинания при вводных словах; формировать навыки самостоятельной работы; развивать логическое мышление, устная и письменная речь, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник./р>
Ход урока/р>
И. Проверка домашнего задания.
Переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Вставные слова подчеркнуть. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.
И, видимо, молодость для того, чтобы каждый имел свою весну. (Б. Дегтярев.) А год в юности - целая вечность. Она, кажется, никогда не кончится. (В. Врублевская). Может, не я шел в ногу с возрастом, может, сам от себя отставал. (Есть. Гуцало.) За правду гибли невинные. К сожалению, нередко так было. (Б. Дегтярев.)
Прочитать. Объяснить, почему в одном случае выделенное слово является вставным, а в другом - членом предложения. Объяснить, почему вставные слова не являются членами предложения.
Наконец люди могли вернуться к родным очагам, к нив, которые ждали неутомимых земледельческих рук. Или может быть что-то прекраснее?.. (Марко Вовчок.) Я, может, что-то на свете пойму. (Л. Костенко.) Ига, казалось, век народ не сбросит. (М. Рыльский.) И жизнь казалась без края... (Есть. Гуцало.)
Творческая работа. Составить предложение (устно), в которых представлены слова выступали бы то вставными словами-членами предложения.
Оказывается, видимо, на чудо.
II. Воспроизведение теоретических сведений.
Беседа.
· Какие слова называются вставными?
· Какова роль вводных слов в речи? На что они могут указывать?
· Как інтонуються предложения со вставными словами?
· Какие знаки препинания ставятся при вводных словах?
· Есть вставные слова членами предложения?
III. Выполнение упражнений на закрепление.
Предупредительный диктант.
Город Харьков стоит при слиянии трех рек: Харькова, Лопани и Уды. По мнению ученых, в семнадцатом веке на этом месте была построена крепость для защиты Украины от татарских нападений.
Версия названия города такая. По преданию, основал хутор казак на имя Харко. Поселенцам, конечно, приходилось вести упорную борьбу с нападающими. Говорят, как-то пал на поле боя и Харко. Ограбленный хутор запустел, но впоследствии на этом месте вновь появились люди. Новый хутор сохранил старое название. Люди, без сомнения, не забыли имени первого поселенца казака Харька. (По И. Воспитанником; 83 сл.)
Самостоятельная работа. Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).
Поднялись все люди, весь край. О..же, то была действительно святая война. (Марко Вовчок.) Как Лавра Украине подобает над крутыми склонами Днепра! И..ся, то сам Бог нам желает любви, счастья и добра. (Д. Белоус.) Там целый лес набокуватих сосен. Мабу..ь, такие там дули ветры. (Л. Костенко.) Кстати, с лечебной целью можно использовать малину садовую и дикую. Это же стосуєт..ся других растений (яблонь, вишен, черешен. (Н. Зубицкая.) Іншая распрекрасная цветок, может, еще и пахучая, и не надо сразу хапать, потому, может, колючая! (В. Забила.) Кажется, времени и не трачу, а не успеваю, не успеваю! (Л. Костенко.) Господа граждане! Эта байка вам в приключении, может, станет. (Л. Глуб.)
V. Проверка самостоятельной работы.
ИV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
П. 11, упражнение 205.