Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 32

Тема. Алфавит. Соотношение звуков и букв

 

Цель: углубить знания учащихся о звуки и буквы, алфавит; учить правильно произносить гласные и согласные звуки, а также грамотно передавать их на письме; совершенствовать умения и навыки определять звуковое значение букв е, я, ю, е; прививать ученикам любовь к языку.

Оборудование: учебник, схемы, тексты диктанта.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа у доски.

Задача I: подчеркнуть согласные, имеют парные мягкие:

[с], [б], [г], [г], [п], [с], [к], [н].

Задача II: добрать к поданным глухих звуков парные звонкие:

[с] -

[х] -

[т] -

[к] -

[ц] -

[ш] -

[п] -

[ч] -

2. Игра «Четвертое лишнее».

В каждой группе звуков зачеркнуть лишнее и определить, к какой группе принадлежит остальные звуков.

[е], [л], [и], [ы] - это...

[ц], [ч], [ж], [ш] - это...

[р], [н], [к], [г] - это...

[дж], [б], [г], [к] - это...

3. Беседа с учениками.

- В чем заключается различие между звуком и буквой?

- Сколько звуков в русском языке? Сколько гласных? Сколько согласных?

- А сколько букв в русском языке?

- Почему же существует такая разница: 33 буквы и 38 звуков? Вывод учителя: это вопрос и является темой нашего сегодняшнего урока.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнения 247, 248, 249.

2. Работа со схемами.

Гласные буквы и звуки

Звуковое значение букв й, щ

й [йи]

щ [шч]

 

Звуковое значение букв я, ю, есть

 

3. Творческая работа.

Задание: дополнить таблицу собственными примерами.

4. Работа по учебнику.

Упражнения 251, 252.

5. Игра «Расшифруй слово».

Задача: с помощью алфавита расшифровать слова (цифра - это номер буквы в алфавите). Составить с этими словами предложения или сочинение-миниатюру.

8, 18, 19, 23 (енот.)

15, 21, 11, 18, 11, 27, 33 (криница.)

33, 2, 16, 24, 18, 33 (яблоня.)

33, 22, 15, 21, 1, 3, 11, 14 (яркий.)

6. Самостоятельная работа.

Задание: записать предложения фонетической транскрипции. Выписать слова, в которых звуков больше, чем букв. Объяснить почему именно.

Я люблю кататься на лыжах. Лес встретил меня как друга. Снег искрился от солнечных лучей. Из-за куста вдруг выпрыгнул заяц.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выборочный диктант.

Задание: выписать слова с буквами я, ю, є, ї. Записать их фонетической транскрипцией. В каких словах буквы я, ю, есть обозначают один звук, а в каких - два звука.

Мечтают крыльями из тумана лебеди розовые.

Сыплют ночи в лиманы звезды сургучные.

Заглядывает в окошко сказка серыми глазами,

Материнская добрая ласка у нее за плечами.

(В. Симоненко.)

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 29, упражнение 254.