ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 32
Тема. Алфавит. Соотношение звуков и букв
Цель: углубить знания учащихся о звуки и буквы, алфавит; учить правильно произносить гласные и согласные звуки, а также грамотно передавать их на письме; совершенствовать умения и навыки определять звуковое значение букв е, я, ю, е; прививать ученикам любовь к языку.
Оборудование: учебник, схемы, тексты диктанта.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Работа у доски.
Задача I: подчеркнуть согласные, имеют парные мягкие:
[с], [б], [г], [г], [п], [с], [к], [н].
Задача II: добрать к поданным глухих звуков парные звонкие:
[с] -
[х] -
[т] -
[к] -
[ц] -
[ш] -
[п] -
[ч] -
2. Игра «Четвертое лишнее».
В каждой группе звуков зачеркнуть лишнее и определить, к какой группе принадлежит остальные звуков.
[е], [л], [и], [ы] - это...
[ц], [ч], [ж], [ш] - это...
[р], [н], [к], [г] - это...
[дж], [б], [г], [к] - это...
3. Беседа с учениками.
- В чем заключается различие между звуком и буквой?
- Сколько звуков в русском языке? Сколько гласных? Сколько согласных?
- А сколько букв в русском языке?
- Почему же существует такая разница: 33 буквы и 38 звуков? Вывод учителя: это вопрос и является темой нашего сегодняшнего урока.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнения 247, 248, 249.
2. Работа со схемами.
Гласные буквы и звуки
Звуковое значение букв й, щ
й [йи]
щ [шч]
Звуковое значение букв я, ю, есть
3. Творческая работа.
Задание: дополнить таблицу собственными примерами.
4. Работа по учебнику.
Упражнения 251, 252.
5. Игра «Расшифруй слово».
Задача: с помощью алфавита расшифровать слова (цифра - это номер буквы в алфавите). Составить с этими словами предложения или сочинение-миниатюру.
8, 18, 19, 23 (енот.)
15, 21, 11, 18, 11, 27, 33 (криница.)
33, 2, 16, 24, 18, 33 (яблоня.)
33, 22, 15, 21, 1, 3, 11, 14 (яркий.)
6. Самостоятельная работа.
Задание: записать предложения фонетической транскрипции. Выписать слова, в которых звуков больше, чем букв. Объяснить почему именно.
Я люблю кататься на лыжах. Лес встретил меня как друга. Снег искрился от солнечных лучей. Из-за куста вдруг выпрыгнул заяц.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выборочный диктант.
Задание: выписать слова с буквами я, ю, є, ї. Записать их фонетической транскрипцией. В каких словах буквы я, ю, есть обозначают один звук, а в каких - два звука.
Мечтают крыльями из тумана лебеди розовые.
Сыплют ночи в лиманы звезды сургучные.
Заглядывает в окошко сказка серыми глазами,
Материнская добрая ласка у нее за плечами.
(В. Симоненко.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 29, упражнение 254.