I СЕМЕСТР
УРОК 32
Тема. Развитие письменной речи. Письменный пересказ с опорой на данные сочетания слов
Цель: учить учащихся сравнивать, анализировать тексты, правильно употреблять слова в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу словами, пересказывать, используя опорные материалы; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учащихся, развитию их мышления и речи; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Упражнение № 1
Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунки и, отвечая на вопросы, рассказать о содержании этих рисунков. (М. В. Коченгина. Живой родничок. 2 класс, с. 1)
Вопросы к рисункам
— Что изображено на рисунках? (На первом рисунке девочка с бабушкой сидят на крыльце; во дворе гуляют гуси и гусята; на подоконнике спит кошка. На втором рисунке девочка с мамой сидят на крыльце; девочка набирает из миски зерно и кормит гуся; на подоконнике сидит кошка.)
— Назовите слова — названия предметов на каждом рисунке. (Крыльцо, груша, цветы, куст, гусь, гусёнок, мама, бабушка, девочка, окно, подоконник, занавеска, кошка, миска, зерно)
— Какие слова-названия отвечают на вопрос кто?, а какие — на вопрос что? (Слова, отвечающие на вопрос кто?: гусь, гусёнок, мама, девочка, бабушка, кошка. Слова, отвечающие на вопрос что?: груша, крыльцо, цветы, куст, окно, подоконник, занавеска, миска, зерно, косичка (у девочки на первом рисунке).)
Комментарий: затем учащиеся должны сравнить рисунки, определить, чем они схожи, чем отличаются, и обвести отличия; записать в тетради слова — названия предметов: сначала те из них, которые можно использовать для описания обоих рисунков, а потом — только те, которые подходят только к первому рисунку или второму рисунку. (Слова, относящиеся к обоим рисункам: крыльцо, гуси, гусята, груша, окно, занавеска, куст, цветы, девочка, кошка. Слова, относящиеся только к первому рисунку: бабушка, косичка (у девочки); слова, относящиеся только ко второму рисунку: мама, зерно, миска.)
III. Мотивации учебной деятельности учащихся
IV. Объявление темы и цели урока
V. Формирование опорных знаний учащихся
Упражнение № 2
Ученикам предлагается внимательно рассмотреть изображенных на рисунках собак — люка и Пирата. (Живой родничок, с. 2)
Вопросы к рисункам
— Что вы можете сказать о внешности люка и Пирата? Чем они отличаются друг от друга?
— Как вы считаете, какой характер у люка? У Пирата?
— Как вы думаете, кто старше,— люк или Пират?
Комментарий: под рисунками находится текст с пропущенными словами. Ученикам предлагается определить, о какой из собак идет речь.
Познакомьтесь — это __________. У него __________ уши, __________ __________ шерсть, __________, хвост __________ — __________ пёс. У него __________ характер.
Вопросы к тексту
— Можно ли сказать, что этот текст рассказывает только о Люке или только о Пирате? Почему? (Нет, в этом тексте нет слов, которые называют особенности внешности, возраста и характеров собак.)
— Что нужно сделать, чтобы получился рассказ об одной из собак? (Для этого нужно правильно подобрать слова — названия признаков и подставить их по смыслу вместо точек.)
VI. Самостоятельное составление предложений
Комментарий: используя опорные слова, учащиеся составляют два коротких рассказа: о Люке и о Пирате. Один из рассказов (на выбор) учащиеся записывают в тетрадь.
Опорный материал: Люк, Пират, молодой, весёлый, небольшие, короткие, мудрый, старый, длинная, густая, большие, короткая, короткий, длинный, живой, спокойный.
Варианты ответов
Познакомьтесь — это Люк. У него большие уши, длинная густая шерсть, длинный хвост. Люк — молодой весёлый пёс. У него живой характер.
Познакомьтесь — это Пират. У него небольшие уши, короткая шерсть, короткий хвост. Пират — старый, мудрый пёс. У него спокойный характер.
VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся
Творческие задания
Упражнение № 4
В ходе работы над упражнением формируется умение учащихся подбирать слова — названия действий. Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунок и прочитать текст «На пруду летом». (Живойродничок, с. 4)
НА ПРУДУ ЛЕТОМ
Утка привезла своих утят на пруд. (Так или не так?) Вот она медленно нырнула. (Так или не так?) Утята нырнули следом за ней. (Так или не так?) А лягушатам приходить на пруд не надо — они здесь живут. (Так или не так?) Они отлично плавают и летают. (Так или не так?) Весело на пруду. Утята квакают, а лягушата крякают! (Так или не так?)
Вопросы к тексту
— Все ли предложения текста соответствуют рисунку? (Нет)
— Прочитайте каждое предложение, согласитесь с автором или возразите ему.
Утка привезла своих утят на пруд. (Не так, утка не могла привезти утят.)
Вот она медленно нырнула. (Не так, на рисунке утка плывет.)
Утята нырнули следом за ней. (Не так, на рисунке утята плывут за уткой.)
А лягушатам приходить на пруд не надо — они здесь живут. (Так)
Они отлично плавают и летают. (Не так, лягушки не умеют летать.)
Весело в пруду. Утята квакают, а лягушата крякают! (Не так, утята крякают, а лягушата квакают.)
Используя опорный материал, учащиеся исправляют текст, чтобы он соответствовал рисунку.
НА ПРУДУ ЛЕТОМ
Утка __________ своих утят на пруд. Вот она медленно __________. Утята __________ следом за ней. А лягушатам приходить на пруд не надо — они здесь живут. Они отлично плавают и __________. Весело на пруду. Утята __________, а лягушата __________!
Опорные слова: ныряют, крякают, квакают, поплыли, поплыла, привела.
Вариант ответа
НА ПРУДУ ЛЕТОМ
Утка привела своих утят на пруд. Вот она медленно поплыла. Утята поплыли следом за ней. А лягушатам приходить на пруд не надо — они здесь живут. Они отлично плавают и ныряют. Весело на пруду. Утята крякают, а лягушата квакают!
Рефлексия
Учитель. Оцените свою работу по шкале «Творчество». Если удалось рассказать, о чем хотели, поставьте знак наверху шкалы, если старались, но не все получилось,— на средней части шкалы, если вам было трудно составить рассказ, поставьте отметку на нижней части шкалы.