УРОК № 32. II вариант
Тема. Повторение изученного по теме «Лексика»
Цель: повторить и обобщить материал по изученной теме; воспитывать любовь к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся адекватно воспринимают значение слова в тексте; разграничивают прямое и переносное значение; толкуют значения синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, составляют тематические группы слов.
Оборудование: раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-КВН).
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учитель проводит инструктаж по игре.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Проведение КВН*.
(Учащиеся объединяются в три команды. Каждая команда выбирает капитана. Порядок участия определяется согласно жеребьёвке.)
- Разминка.
1. Отгадайте слово по его лексическому значению.
Злая, как волчица
Жжётся, как горчица.
Ответ: крапива.
Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
Ответ: подсолнух.
Вечно сумрачно под елью
Пахнет сыростью и прелью.
Под её мохнатой лапой
Светят матовые лампы.
Ответ: ландыш.
Этот зверь тебе знаком —
Ест мышей, пьёт молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных...
Ответ: ёж.
Золотист он и усат,
В ста карманах — сто ребят.
Ответ: колос.
Я шариком пушистым
белею в поле чистом.
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
Ответ: одуванчик.
Долгоножка хвалится:
— Я ли не красавица! —
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка.
Ответ: вишня.
Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок.
Голосок визглив и звонок.
Он — весёлый...
Ответ: поросёнок.
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил
Длинноклювый, пёстрый...
Ответ: дятел.
2. Разгадайте шарады
Первый слог — мужское имя,
А звук гласный — он второй,
Слово в целом — знак почтовый.
Угадайте вы — какой?
Ответ: марк-а.
Мой первый слог — предлог,
Второй — сигнал беды.
А весь вам иногда
Я нужен для воды.
Ответ: на-сос.
Мой первый слог — в линейных нотах,
Два остальных — защита у животных.
А целое — соединит всегда
Деревни, сёла, города.
Ответ: до-рога.
- Конкурс «Я знаю многозначные слова».
Составьте предложения с данными словами, употребив их в разных значениях (4-5 значений).
1 команда
Земля. (Земля вращается вокруг Солнца. Моряки увидели землю.)
2 команда
Выпустить. (Выпустить погулять собаку; выпустить газету; выпустить в обращение новые деньги.)
3 команда
Мелкий. (Мелкий почерк, мелкие деньги.)
- Конкурс «Я знаю переносные значения слов».
объясните значение слова (прямое или переносное). Подберите пару (с прямым или переносным значением).
1 команда
Твёрдая воля. Малыш спрятался. Плоды труда.
2 команда
Пустая голова. Язык коровы. Ударила молния.
3 команда
Сгорел от стыда. Мягкая трава. Тоска грызёт.
- Конкурс «Лестница».
(По одному представителю от команды работает у доски.)
Заполните словами (именами существительными в единственном числе) «ступеньки» этой «лестницы». все слова начинаются с одной буквы, в каждом последующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.
Материалы для учителя: ум, уха, утка, улица, ученик, убежище, упаковка. Ил, ива, игра, изгиб, ищейка, искания, институт. Ор, оса, осёл, окунь, оружие, оборона, обманщик.
- Конкурс «Тематические группы слов».
Разделите слова на тематические группы: школа, туризм, живопись. (Каждая команда выбирает одну группу согласно жеребьёвке. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием).
Кисть, завуч, табель, палитра, палатка, расписание, маршрут, холст, пенал, педсовет, краски, карта, учитель, дневник, мольберт, привал, костёр, этюд, парта, класс, вернисаж, турбаза, рюкзак, компас, урок.
- Конкурс «Сходство и противоположность».
С данным словом запишите ещё два: слева — синоним, справа — антоним.
Образец: неприятель — враг — друг.
1 команда
Правда, верный, спешить.
2 команда
Жара, сильный, строить.
3 команда
Темнота, весёлый, работать.
- Конкурс капитанов.
1. Отгадайте загадки-омонимы.
Есть всегда у кораблей,
Есть всегда он у людей.
Ответ: нос.
К розе он не подпускает,
Доски наглухо скрепляет.
Ответ: шип.
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают.
Ответ: очки.
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
Ответ: ключ.
2. Составьте предложения с омонимами, чтобы было понятно их значение.
1 капитан
Болтать1, болтать2; ёжик1, ёжик2.
2 капитан
Сливки1, сливки2; поля1, поля2.
3 капитан
Парк1, парк2; тушить1, тушить2.
3. Составьте словосочетания с группами паронимов, чтобы было ясно их значение.
1 капитан
Встать — стать, освоить — усвоить.
2 капитан
Одеть — надеть, оплатить — уплатить.
3 капитан
Вдох — вздох, представлена — предоставлена.
- Творческий конкурс.
(Команды сочиняют стихотворения с заданными рифмами. Каждая команда вытаскивает своё задание.)
...тише |
...спешат |
...за деревней |
...мыши |
...шуршат |
...тополя |
...флагом |
...быстрее |
...душевной |
...шагом |
...аллее |
...на поля |
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал по изученной теме.
V. ИТОГ УРОКА
- Интерактивное упражнение «Микрофон».
— На сегодняшнем уроке мне понравилось.
_________________________________________________________
* Здесь и далее при подготовке к проведению нестандартных уроков учитель также может воспользоваться пособием: Неделя русского языка и литературы в школе. 5-11 классы / Ж. В. Пилипенко, А. Д. Донина, А. А. Макаренко, А. В. Новик.— Х.: Веста: Издательство «Ранок».