УРОК № 32. I вариант
Тема. Тематические группы слов. Отношения включения
Цель: дать учащимся понятие о тематических группах слов; развивать умение обнаруживать слова с отношениями включения; воспитывать интерес к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся составляют тематические группы слов и обнаруживают слова с отношениями включения.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Лексика — синоним, антоним, звук, омоним.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Тренировочные упражнения.
1. Составьте словосочетания из данных слов. Подчеркните слова в переносном значении.
Тёплый (ветер, вода, взгляд); горячий (кофе, спор, время); холодный (день, чай, встреча); железный (гвоздь, воля, дисциплина).
2. Расположите синонимы по степени возрастания действий или признаков.
Талантливый, гениальный, способный; мчаться, идти, бежать; изумительный, прекрасный, превосходный, хороший; холодный, прохладный, ледяной; смеяться, хохотать, улыбаться.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Подберите антонимы к словам. С двумя антонимами составьте предложение.
Вежливый, здоровый, много, тишина, широкий, юность.
КАРТОЧКА № 2
Составьте словосочетания с парами паронимов.
Надеть — одеть. Встать — спать. Освоить — усвоить. Оплатить — уплатить.
КАРТОЧКА № 3
Составьте предложения с омонимами, чтобы было понятно их лексическое значение.
Поля1. Поля2. Поля3. Очки1. Очки2. Лук1. Лук2.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 150-151.
- Слово учителя.
В словарной статье толкового словаря важнейшей её частью является толкование лексического значения слова. Основной способ толкования лексического значения слова — подведение толкуемого видового понятия под ближайшее более широкое — родовое и указание его видовых признаков (тематическое включение).
- Работа с таблицами.
ТАБЛИЦА № 1
Родовое понятие |
Драгоценные камни |
Видовое понятие |
Рубин |
Сапфир |
Изумруд |
Видовые признаки (отношения включения) |
Красного или розового цвета |
Синего или голубого цвета |
Ярко-зелёного цвета, прозрачный |
— Какова тематическая группа данных слов?
Используя таблицу, запишите лексическое значение слов: рубин, сапфир, изумруд.
Образец: рубин — драгоценный камень красного или розового цвета.
ТАБЛИЦА № 2
Родовое понятие |
Деревья |
|
Видовое понятие |
Берёза |
Клён |
Пихта |
Сосна |
Видовые признаки (отношения включения) |
Белая кора, сердцевидные листья |
Широкие резные листья |
Плоская хвоя, прямо стоящие шишки |
Длинные иглы, круглые шишки |
Используя таблицу запишите лексическое значение слов: клён, сосна.
Образец: берёза — дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Коллективное составление таблицы.
По образцу предыдущего задания составьте таблицу к родовому понятию «цветы».
- Тренировочные упражнения.
1. Запишите к данным видовым понятиям родовые.
Шоссе (дорога), чемпионат (соревнование), гантели (спортивный снаряд), дельтаплан (летальный аппарат).
2. Дополните тематическую группу «школа».
Парта, звонок, доска.
- Работа с учебником.
Выполните упражнения: [1] 337, 338.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подготовиться к контрольной работе.
2. составить тематическую группу «семья».
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?