Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 32

Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении

 

Цель: углубить понятие об обращении, формировать умение определять обращение в предложениях, правильно интонировать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, употреблять обращения в речи; воспитывать уважение к устного народного творчества, мастеров художественного слова; развивать мышление, речь, эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (стр. 78).

Прочитать предложение. Указать слова, которые называют того, к кому обращаются с речью. Еще раз прочитать предложение, правильно их інтонуючи.

Иди, иди, дождик! Сварю тебе борщику! Выйди, выйди, солнышко, на дедово полечки! Гуси, гуси, гусята! Возьмите меня на крылышки! Выйди, Иванку, спой нам веснянку! Ты, сестренка, не печалься, веселенько улыбнись! Щедрый тебе утро, світлая світлице! Сейся, родись, рожь, пшеница!

Народное творчество.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 201 (устно). Определить падеж существительных, которыми выражены обращения.

 

ИII. Выполнение упражнений на закрепление.

Выборочный диктант. Выписать обращения. Какими частями речи выражено их? В форме какого падежа употреблены имена существительные?

Играй ты, Матвей, я не умею! Терпи, казак, атаманом будешь! Дай, Боже, так воевать, чтобы сабель не вынимать! Жди, грибе, и тебя кто-то здибле. На тебе, Гаврила, еще мне не мило! На тебе, небоже, что мне негоже! Антошку! Ешь понемножку, только не съешь ложку! Хватай, Петр, пока теплое! Ты, бабочка, не очень бы гордился, потому что сам из гусеницы уродился. Прощай, розуме, я встретился с водкой! Хоть ничего не получается, а ты, Марку, играй!

Народное творчество.

 

Работа у доски.

Записать предложения, определить обращение. Объяснить употребление разделительных знаков. Указать обращения распространенные и нераспространенные. Свыяснить, какими частями речи выражено обращение. Определить падежи существительных-обращений. Выяснить виды предложений по цели высказывания и интонации.

Встаньте, люди! День сегодня хороший будет (В. Паронова.) Ты расти, моя берізонько, расти! (Г. Бойко.) Не сам, дождика, шествия, других дождик веди! (О. Пахарь.) Проростай, зерно, не барись! (А. Кочан.) Кто это, сестрицы, так поет у пшеницы? (О. Пархоменко.) Зозулько рябенькая! Закуй мне по обычаю! Пока в мире жить должен? (Народное творчество.) Лети, сизый голубоньку! (Л. Боровиковский.) Где ты, белочка, живешь? Что ты, белочка, грызешь? (П. Демченко с.)

Объяснительный диктант. Определить обращения распространенные и нераспространенные. Определить падежи существительных, которыми выражаются обращения. Указанные учителем предложения почитать, правильно их інтонуючи.

1. Учитесь, дети! Мудрая книга скажет вам чего-то много... (Я. Щоголев.). Учитесь, дети дорогие, читайте, гадайте... (Ю. Федькович.) И учись, милый сын, хорошо и много... (С. Руданский.) Как же мне не любить, отец родной, нене, и вы меня скормили и заботились обо мне. (Б. Лепкий.) Не чуждаемся, не чуждаемся мы науки, братия! (Ю. Федькович.)

2. Боже Великий, Единый, нам Украину храни! (О. Конисский.) Любой, Украина, свободна на вечные лета! (П. Власик.) Наша славная Украина, у нас для тебя сердце быется! (С.Яричевський.) Пусть никто не половинить, твоих земель не розтина, потому что ты единственная, Украина! И ты на свете у нас одна. (Д. Чередниченко.) Украина! Украина! После далеке дорог верное сердце твоего сына я кладу тебе к ногам. (Т. Петриненко.) Поздравляй, моя дорогая Украина! Или сильный ты, дядя, здорова? (О. Маковей.) Вы, народные пустоцветы, пока будут вас терпеть? (Александр Олесь.)

Работа с учебником. Выполнение упражнения 203 (устно).

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

П.11, упражнение 201 (письменно).