Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 31

Тема. Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарём омонимов. Омонимы и паронимы

 

Цель: дать учащимся понятие об омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения омонимов, паронимов; отличают омонимы от многозначных слов, от паронимов; пользуются словарём омонимов, толковым словарём.

Оборудование: учебник, словарь омонимов, толковый словарь, схема «Омонимы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прослушайте текст. Определите значение слов, звучащих одинаково.

Я хочу боксёром стать,

только как мне лень прогнать?

Мой боксёр отважен, смел —

всех овчарок одолел.

Стали мы тренироваться.

Нет, за ним мне не угнаться.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Подберите к данным словам: I вариант — синонимы; II вариант — антонимы.

Жара, смелый, аккуратный, проснуться.

Для справок: храбрый, жарище, заснуть, зной, неряшливый, очнуться, пробудиться, холод, чистоплотный, трусливый.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 143.

Работа со схемой.

См. с. 104.

 

image12

 

Тренировочные упражнения.

1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.

Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?

2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.

Потолок — потолок, май — май, скосил — скосил.

Слово учителя.

В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.

В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.

Например:

Лайка1 — название породы охотничьих промысловых собак.

Лайка2 — сорт мягкой кожи.

Фаланга1 — ряд, шеренга.

Фаланга2 — каждая из трёх косточек пальца.

Фаланга3 — ядовитое животное отряда членистоногих.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Лингвистическая минутка.

Отгадать загадки, объяснить значения омонимов. Записать самостоятельно составленные словарные статьи.

Летом все разровняет,

а зимой с коньками приглашает.

Ответ: каток.

 

Тяжести на стройке поднимает,

в доме газ и воду охраняет.

Ответ: кран.

 

От дождя прикроет, спрячет.

Дождь пройдёт — как шар маячит.

Ответ: дождевик.

Проблемное задание.

Определите, какие из выделенных слов являются омонимами, а какие — многозначными словами? Объясните свой выбор.

Печь ещё не остыла.— Мама начала печь пироги к завтрашнему празднику. «Я лечу зверей»,— сказал Айболит.— «Я лечу сегодня в Киев»,— сказал брат. На чердаке что-то загорелось.— «Загорелось тебе ехать сегодня»,— покачала головой бабушка. Кнопка на куртке была оторвана. Кнопка звонка была испорчена.

I вариант

Запишите предложения с омонимами.

II вариант

Запишите предложения с многозначными словами.

Запомни!

Паронимы — близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении слова.

Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова в соответствии с их лексическим значением.

Если человек мало знает, о нём говорят: «...!» А если человек груб, невежлив, его называют ... (невежа, невежда). Гол можно забить ..., а отношение к работе должно быть ... (ответный, ответственный). Всех нас радовала ... канарейка. С помощью ... связок образуются гласные звуки (голосистый, голосовой).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 28, 29.

2. Выполнить упражнение: [1] 325; [2] 80.

Вопрос учащимся.

— Как различить омонимы и многозначные слова?