Раздел VI. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Урок 37. Социальная структура общества
Цель: раскрыть понятие «социальная структура общества»; воспитывать уважение к представителям различных социальных групп общества; развивать умение вести беседу и аргументировать собственную точку зрения, анализировать факты и делать выводы.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: эвристическая беседа с интерактивными элементами, ролевая игра.
Оборудование: таблица «Социальная структура общества».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
Защита творческих работ «Проблемы украинского общества на современном этапе».
Построение «проблемного круга» современного украинского общества.
1. Какие экономические, социальные и политические проблемы решает украинское общество сегодня?
2. Кто должен заниматься решением этих проблем?
3. Что должны сделать Верховная Рада, Кабинет Министров, исполнительная власть регионов, чтобы избежать или решить эти проблемы?
4. Что способен сделать рядовой гражданин, каждый из присутствующих для решения проблем украинского общества?
«Мозговой штурм»
Ученики должны предложить пути решения проблем современного украинского общества.
III. Изучение нового материала
Учитель. Общество можно рассматривать как такое, что состоит из «казней» (прослоек) в определенной иерархии: с привилегированными слоями на вершине и непривілейованими у основания. Социальная стратификация - это дифференциация общества на социальные слои и классы по иерархическому принципу. Критериями стратификации являются: доход, власть, престиж.
Работа над понятиями
С помощью словаря найти определение содержания и записать в тетради понятия «прибыль», «власть», «престиж», «социальная структура общества».
Составление таблицы
Социальная структура общества в Украине |
Критерии |
Высший класс |
Средний класс |
Низший класс (рабочий класс) |
Представители |
Крупные промышленники, высшие управленцы: президенты компаний, директора и члены правления корпораций, политические лидеры, выдающиеся ученые, деятели искусства и культуры и др. |
Владельцы малого бизнеса, магазинов, небольших фирм, контор и т.д, высококвалифицированные специалисты: программисты, финансисты, специалисты по рекламе и т.д |
Высококвалифицированные и малоквалифицированные рабочие с низким уровнем оплаты труда |
Численный состав |
5 % населения |
33,8 % населения |
61,2 % населения |
IV. Закрепление изученного материала
Беседа за вопросами
1. С какими институтами гражданского общества вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
2. На каком основании вы считаете, что эти или другие институты относятся к гражданскому обществу?
3. Каким образом, на ваш взгляд, гражданское общество может осуществлять контроль за деятельностью государства?
V. Итог урока
Беседа
1. Что такое социальная структура общества?
2. рассказать о социальной структуре современного общества.
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение «Семья как социальная звено общества», презентации «Моя семья».