Раздел VI. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Урок 36. Общество как самоорганизующаяся система
Цель: сформировать понятие «общество», раскрыть процесс формирования общества; воспитывать уважение людей к обществу, развивать умение анализировать факты и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: эвристическая беседа.
Оборудование: карточки с основными понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы и задач урока.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Проблемная ситуация
Учитель. Известный древнегреческий мыслитель Г. Гораций сказал: «Цель общества в том, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия».
1. Согласны ли вы с Горацием?
2. А что для вас означает понятие «общество»?
3. Как вы понимаете пространственные и исторические границы общества?
В процессе обсуждения проблемных вопросов учащиеся приходят к выводу, что общество является результатом существования человеческих отношений. Это явление динамичное и очень изменчиво. Изменения в обществе происходят гораздо быстрее, чем можно себе представить. Но есть отношения, которые, возникнув, существуют длительное время в относительно неизменном виде. Именно благодаря им можно говорить об обществе как о явлении, что существует. Именно поэтому, с исторической точки зрения, на определенных временных отрезках общество в целом остается неизменным, хотя в нем постоянно происходят какие-то сдвиги, трансформации, не меняют сути общественного строя.
IV. Изучение нового материала
Выступление учащихся-экспертов
Ученики-эксперты получили опережающее задание подготовить сообщение о типах общества.
1. «Аграрное общество».
2. «Индустриальное общество».
3. «Постиндустриальное общество».
4. «Информационное общество».
Обсуждение проблемных вопросов
1. Что дает человеку общество и что дает обществу человек?
2. Можно ли человеку прожить в одиночестве?
3. Что является причиной изменений, которые происходят в обществе?
4. Какие отношения составляют общество с точки зрения потребностей людей?
5. Связано ли возникновение общества с природой человека?
6. Какие исторические этапы развития украинского общества вы можете назвать?
V. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает учащимся карточки с понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».
Задание ученикам
Дать определение этих понятий.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-размышление «Проблемы украинского общества на современном этапе».