Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел VI. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Урок 36. Общество как самоорганизующаяся система

 

Цель: сформировать понятие «общество», раскрыть процесс формирования общества; воспитывать уважение людей к обществу, развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: эвристическая беседа.

Оборудование: карточки с основными понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и задач урока.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Проблемная ситуация

Учитель. Известный древнегреческий мыслитель Г. Гораций сказал: «Цель общества в том, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия».

1. Согласны ли вы с Горацием?

2. А что для вас означает понятие «общество»?

3. Как вы понимаете пространственные и исторические границы общества?

В процессе обсуждения проблемных вопросов учащиеся приходят к выводу, что общество является результатом существования человеческих отношений. Это явление динамичное и очень изменчиво. Изменения в обществе происходят гораздо быстрее, чем можно себе представить. Но есть отношения, которые, возникнув, существуют длительное время в относительно неизменном виде. Именно благодаря им можно говорить об обществе как о явлении, что существует. Именно поэтому, с исторической точки зрения, на определенных временных отрезках общество в целом остается неизменным, хотя в нем постоянно происходят какие-то сдвиги, трансформации, не меняют сути общественного строя.

 

IV. Изучение нового материала

Выступление учащихся-экспертов

Ученики-эксперты получили опережающее задание подготовить сообщение о типах общества.

1. «Аграрное общество».

2. «Индустриальное общество».

3. «Постиндустриальное общество».

4. «Информационное общество».

Обсуждение проблемных вопросов

1. Что дает человеку общество и что дает обществу человек?

2. Можно ли человеку прожить в одиночестве?

3. Что является причиной изменений, которые происходят в обществе?

4. Какие отношения составляют общество с точки зрения потребностей людей?

5. Связано ли возникновение общества с природой человека?

6. Какие исторические этапы развития украинского общества вы можете назвать?

 

V. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает учащимся карточки с понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».

Задание ученикам

Дать определение этих понятий.

 

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление «Проблемы украинского общества на современном этапе».