Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

 

Нравственные основы этикета

 

Моральной основой этикета является правила сожительство людей, которые им обеспечивают условия для нормальной общественной и личной жизнедеятельности. Эти нормы выражают естественное стремление человека к установление с другими подлинно человеческих отношений, основанных на взаимоуважении, гуманности и справедливости. Причем именно общение между людьми способствует их способности чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать, быть совестными, милосердными, добродетельными и порядочными. Благодаря социальному и нравственному прогрессу произошел переход от ритуалізованого стереотипа поведения к развитой рационализированной мотивации, где главную роль играет моральная рефлексия, то есть осмысления своих действий и поступков.

Правила этикета зависят от определенных сторон нравственной культуры личности. Они в значительной степени отражают ее суть, то есть мотивы, потребности, цели, установки и т.д. Кроме того, моральная сторона этикета тесно связана с эстетической.

Непосредственно связанные с моралью такие нормы этикета, как вежливость (умение вести себя вежливо), тактичность (умение придерживаться определенной меры в отношениях с людьми), корректность (умение вести себя, не унижая достоинство других), воспитанность (умение вести себя прилично где). Время слышим, что какого-то человека называют интеллигентным или порядочным. Этот человек имеет вроде бы внутреннюю границу, которую не может переступить, она при любых условиях (независимо от пола, возраста, должности и др.) не потеряет равновесия, далека от заносчивости, высокомерия, раздражительности, капризности, избегать таких ситуаций, когда можно унизить подчиненного, будет с ним вежливым, тактичным, корректным, никогда не проявит грубости. Интеллигентность - это категория моральная, уровень которой определяется не образованием, а культурой.

Человек в течение жизни находится “в состоянии становления”, развития. Еще в детстве она усваивает определенные моральные нормы и правила этикета. Однако затем ее поведение меняется в зависимости от условий жизни. В определенной степени это зависит также от индивидуальных особенностей человека - темперамента, характера, способностей.

Тот, кто не воспринял этических норм и правил этикета, не усвоил технику гуманного общения, становится мікроагресором; допуская грубости, может легко унизить другого, направляет на него свое раздражение. Такие люди могут, в конце концов, стать социально опасными.

Конечно, критерии поведения человека закладываются в определенной среде, зависят от образа ее жизни. Однако большинство норм и правил современного этикета имеют универсальный, общечеловеческий характер, распространяются на все социальные группы и слои в обществе.

При универсальном характере этикета есть определенные особенности его проявления в семье, в общественных местах, на работе. Дальше рассмотрим особенности служебного этикета в единстве со служебной этикой, поскольку только при таком условии они являются плодотворными, потому что способствуют эффективности взаимодействия руководителя и подчиненных, сотрудников между собой, работников какого-либо учреждения с клиентами.