Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Этикет как совокупность правил
поведения человека
Культура общения имеет не только
внутреннюю (моральную, психологическую), но и внешнюю сторону - этикет, нормы которого достаточно
значимые в нравственном плане. Человек, общаясь в соответствии с общепринятыми
норм и правил, демонстрирует свою готовность учитывать ту общность людей, среди
которых она живет.
Этикет - это совокупность правил
поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (отношение к другим
людей, формы обращения, поведение, манеры и тому подобное). Этикет содержит требования, которые
приобретают характер более-менее регламентированного церемониала и для соблюдения
которых особое значение имеет определенная форма поведения. Этикет, как правило, отражает
определенные моральные принципы, присущие обществу, и в определенной мере становится ритуалом.
В то же время этикет имеет чисто внешнюю, время оторванную от нравственного содержания форму,
которая имеет строго канонизированный характер. Он определяется системой детально разработанных
правил учтивости, четко классифицирует правила поведения с представителями разных
классов и слоев, с должностными лицами (в соответствии с их ранга), а также
правила поведения в определенных местах. Однако если за строгим соблюдением правил
этикета кроется недоброжелательное отношение к другим, то он становится формой
лицемерия.
Достойное поведение человека ценилась еще
в античном обществе. Однако греки считали, что человек может вести себя хорошо
только тогда, когда она имеет определенные моральные качества, гармонию духа и тела” (по Платону), внешнего и внутреннего. Однако
внешнее поведение человека, что соответствует нормам этикета и правилам хорошего тона, только тогда приобретает личностного смысла, если в основе
ее лежат нравственные мотивы. Приличное поведение - результат осмысленного
отношение к собственным поступкам, ответственности за их последствия. Не случайно
выдающиеся гуманисты прошлого об этикете говорили так: “Хорошие манеры состоят
из мелких самопожертвований” (Г. Эмерсон); “Поведение - это зеркало, в котором каждый
показывает свой образ” (И.-
В. Гете); “Общаясь
с людьми, думай не о своей пользе, а о пользе того, с кем общаешься, и не
о том, как ты будешь судить о нем, а как он будет судить о тебе” (Л. Толстой); “В любом мелком, даже
незначительном, неприметном поступка уже оказывается весь наш характер: дурак и
входит и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе,
чем умный человек” (Ж. де Лабрюйєр) [цит. по 13, с. 304-305].
Этикет наследует лучшие моральные
принципы, нормы, обычаи, традиции поведения и культуру общения всех
народов. Они являются общечеловеческими или присущими определенному народу. Например,
японец, как правило, в общении не принимает возражения “нет”. То, как он
кланяется при встрече, зависит от статуса лица, с которым он здоровается:
чем выше статус человека, тем ниже поклон. Некоторые из правил этикета,
сначала были обычаем только одного народа, постепенно становятся достоянием всего
человечества (например, с Древнего Китая и Японии - проявление уважения к старшим по
возрасту людей, из Древнего Рима - обычай гостеприимства).
В Америке в 1946 году был создан Институт этикета.
Его основала Эмилия Поустою, “первая дама этикета”, как ее назвали тогда. Этот
институт имел целью сохранить традиции, развить новые формы поведения и
распространить их в обществе. Создав нормативный курс этикета, Эмилия Поустою
постоянно совершенствовала его, анализируя новые явления деловой жизни, новые формы
поведения человека в бизнесе и обществе. Тем самым она констатировала, что
этикет, как и сама жизнь, является постоянно изменяющейся системой, а
не чем-то застывшим, установленным раз и навсегда [6]. ее рекомендации относительно роли
этикета в деловой жизни стали распространяться и за пределы Америки. В разных странах
стали уделять все больше внимания этикету, чтобы достичь успеха в переговорах,
привлечь клиентов к деловых отношений, создать привлекательный имидж.
В Украине письменные наставления о том,
как следует вести себя в обществе, появились почти одновременно с развитием
письменности. Конечно, на внешние формы поведения людей, их манеры и вкусы, поведение
в окружении других влияли условия жизни. Поэтому и правила поведения и этикета
отличались, скажем, в дворянском кругу и крестьянской избе. Дворянских детей с
детских лет учили этикету гувернеры. Правила хорошего тона нередко были
творчеством самих людей, искусственно привнесенными, а потому их надо было специально
изучать. В то же время правила приличного поведения, зародившиеся в недрах
общечеловеческой культуры, были присущи всем людям и передавались из
поколения в поколение.