Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

 

Этикет как совокупность правил поведения человека

 

Культура общения имеет не только внутреннюю (моральную, психологическую), но и внешнюю сторону - этикет, нормы которого достаточно значимые в нравственном плане. Человек, общаясь в соответствии с общепринятыми норм и правил, демонстрирует свою готовность учитывать ту общность людей, среди которых она живет.

Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (отношение к другим людей, формы обращения, поведение, манеры и тому подобное). Этикет содержит требования, которые приобретают характер более-менее регламентированного церемониала и для соблюдения которых особое значение имеет определенная форма поведения. Этикет, как правило, отражает определенные моральные принципы, присущие обществу, и в определенной мере становится ритуалом. В то же время этикет имеет чисто внешнюю, время оторванную от нравственного содержания форму, которая имеет строго канонизированный характер. Он определяется системой детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила поведения с представителями разных классов и слоев, с должностными лицами (в соответствии с их ранга), а также правила поведения в определенных местах. Однако если за строгим соблюдением правил этикета кроется недоброжелательное отношение к другим, то он становится формой лицемерия.

Достойное поведение человека ценилась еще в античном обществе. Однако греки считали, что человек может вести себя хорошо только тогда, когда она имеет определенные моральные качества, гармонию духа и тела” (по Платону), внешнего и внутреннего. Однако внешнее поведение человека, что соответствует нормам этикета и правилам хорошего тона, только тогда приобретает личностного смысла, если в основе ее лежат нравственные мотивы. Приличное поведение - результат осмысленного отношение к собственным поступкам, ответственности за их последствия. Не случайно выдающиеся гуманисты прошлого об этикете говорили так: “Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований” (Г. Эмерсон); “Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой образ” (И.- В. Гете); “Общаясь с людьми, думай не о своей пользе, а о пользе того, с кем общаешься, и не о том, как ты будешь судить о нем, а как он будет судить о тебе” (Л. Толстой); “В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступка уже оказывается весь наш характер: дурак и входит и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, чем умный человек” (Ж. де Лабрюйєр) [цит. по 13, с. 304-305].

Этикет наследует лучшие моральные принципы, нормы, обычаи, традиции поведения и культуру общения всех народов. Они являются общечеловеческими или присущими определенному народу. Например, японец, как правило, в общении не принимает возражения “нет”. То, как он кланяется при встрече, зависит от статуса лица, с которым он здоровается: чем выше статус человека, тем ниже поклон. Некоторые из правил этикета, сначала были обычаем только одного народа, постепенно становятся достоянием всего человечества (например, с Древнего Китая и Японии - проявление уважения к старшим по возрасту людей, из Древнего Рима - обычай гостеприимства).

В Америке в 1946 году был создан Институт этикета. Его основала Эмилия Поустою, “первая дама этикета”, как ее назвали тогда. Этот институт имел целью сохранить традиции, развить новые формы поведения и распространить их в обществе. Создав нормативный курс этикета, Эмилия Поустою постоянно совершенствовала его, анализируя новые явления деловой жизни, новые формы поведения человека в бизнесе и обществе. Тем самым она констатировала, что этикет, как и сама жизнь, является постоянно изменяющейся системой, а не чем-то застывшим, установленным раз и навсегда [6]. ее рекомендации относительно роли этикета в деловой жизни стали распространяться и за пределы Америки. В разных странах стали уделять все больше внимания этикету, чтобы достичь успеха в переговорах, привлечь клиентов к деловых отношений, создать привлекательный имидж.

В Украине письменные наставления о том, как следует вести себя в обществе, появились почти одновременно с развитием письменности. Конечно, на внешние формы поведения людей, их манеры и вкусы, поведение в окружении других влияли условия жизни. Поэтому и правила поведения и этикета отличались, скажем, в дворянском кругу и крестьянской избе. Дворянских детей с детских лет учили этикету гувернеры. Правила хорошего тона нередко были творчеством самих людей, искусственно привнесенными, а потому их надо было специально изучать. В то же время правила приличного поведения, зародившиеся в недрах общечеловеческой культуры, были присущи всем людям и передавались из поколения в поколение.