Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 31

Тема: Узагальнювальне слово при однородных членах предложения. Тематическое тестирование (тема: Однородные члены предложения)

 

Цель: закрепить знания учащихся об употреблении знаков препинания в предложениях с обобщающим словами перед однородными членами предложения, формировать умение определять обобщающие слова при однородных членах, правильно интонировать такие предложения, расставлять в них знаки препинания, употреблять однородные члены предложения с обобщающим словами в речи; свыяснить уровень усвоения темы «Однородные члены предложения», «Узагальнювальне слово перед однородными членами предложения»; развивать мышление и речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать эмоции, эстетические чувства.

Тип урока: комбинированный урок (закрепление знаний и навыков; проверка и учет качества усвоенных знаний и умений).

Оборудование: учебник, тестовые задания.

Ход урока

И. Сообщение цели урока.

 

II. Воспроизведение теоретических сведений.

Беседа.

· Какие члены предложения называются однородными?

· Какие члены предложения могут быть однородными?

· Как сочетаются между собой однородные члены предложения?

· Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

· С какой интонацией произносятся предложения с однородными членами?

· Какие слова при однородных членах предложения называются обобщающим?

· Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами?

· Как інтонуються такие предложения?

 

III. Выполнение упражнений на закрепление.

Предупредительный диктант.

Все вместе мы семья: папа, мама, братик, я. (О. Попов.) Все воедино слилось: мамина любовь, забота отца, детские игрушки, радости и горе. (По Б. Гринченко.) В деревне У бабушки все мне интересное: цветы, берег реки и зеленые травы. (Г. Чубач.) Для меня Все здесь родное: и приветливое окошко, и дубовый порог. (И. Гнатюк.) Спешите, дорогие дети, выбирайте красивые цветы! Их увидите в саду: мак, майорке, резеду, бархатцы, ноготки и калиновые цветка. (К. Перелісна.) Сошлись сестры: тополь и калина с ивой. (Б. Олийнык.) Минует все на свете: и преступление, и ярость. Лишь труд для человечества одна не проходит. (П. Тычина.)

Самостоятельная работа. Переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Однородные члены предложения подчеркнуть, обобщающие слова выделить рамкой.

И запело все в этом краю: Карпатские горы, реки и ели... (Л. Забашта.) Мы любим все: и язык, и песни, и широкий течение Днепра... (В. Онуфриенко.) Украина дала миру прекрасную литературу, в которой вечно зорітимуть имена писателей: Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки. (О. Гончар.)

Проверка самостоятельной работы.

Проведение тематического тестирования1.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)

1. Однородные члены предложения - это

а) все члены предложения, кроме главных;

б) члены предложения, которые отвечают на одно и то вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения;

в) члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

Составить (вспомнить) и записать предложение с двумя однородными присудками. Однородные присудки подчеркнуть (напр.: Зашумела вьюга, холодом задышала. (В. Кравчук.).

2. Слова с общим значением по перечисляемых однородных членов называются

а) обобщающими;

б) вставными;

в) вспомогательными.

Составить и записать предложение со словом с общим значением растения и однородными членами предложения кусты, мох, трава, цветы.

3. После обобщающего слова перед однородными членами предложения ставится

а) запятая;

б) тире;

в) двоеточие.

Составить и записать предложения с обобщающим словом дерева перед однородными приложениями.

4. Между однородными членами предложения не соединяются союзами, ставится

а) тире;

б) двоеточие;

в) кома.

Составить и записать предложение с однородными членами предложения, не ссоединяются союзами (напр.: Притулюся щекой к щеке сентябрьского солнца и вспомню свою мать. (Есть. Гуцало.)

5. Однородными в предложении Природа, время и терпение - лучшие врачи. (Род. творческим.) есть

а) подлежащие;

б) определение;

в) обстоятельства.

Составить и записать предложение с однородными определениями веселый, остроумный, находчивый.

6. Обобщающее слово в предложении Я знаю украинских художников: Шевченко, Александра Мурашко, Екатерину является

а) приложением;

б) подлежащим;

в) сказуемым.

Составить и записать предложения с обобщающим словом-обстоятельством (напр.: везде, всегда).

 

IV. Ответы учителя на вопросы учеников по тестам (после того, как собраны тетради).

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

П.10, упражнения 191, 192.

 

Приложение. Диктант1.

Про ягоду чернику существует древняя немецкая легенда. Под ее кустиками живут гномы и карлики.

Эти крошечные существа долго не могли найти убежища для себя и своих сокровищ. Они прятались везде: в подвалах, погребах, на чердаках. И везде находили их союзники человеческой жадности: лопата, кирка и топор.

С жалобными стонами бродили бездомные карлики миром. Их плач услышал куст черники. Он позвал бедолаг и пообещал им убежище. Крошечный народец и по сей день живет и хозяйничает под зеленым шатром куста. Здесь его никто не видит и не беспокоит. (По А. Давыдовым; 85 сл.)