I СЕМЕСТР
УРОК 30
Тема. Аудирование. Слушание сказки. Создание образов, которые возникают в воображении при слушании
Цель: учить учащихся слушать и анализировать сказки, высказывать своё отношение к прослушанному; развивать мышление учащихся, связную речь; воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа со скороговоркой
У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
2. Читаем и представляем. Соблюдаем ритм
СВИНКИ
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
К. Чуковский
— Какими вы представляете свинок? Опишите.
3. Давайте посмеёмся!
— Почему эти строчки школьных сочинений попали на юмористическую страничку?
1) Вдали показалась стая уток и гусей.
2) У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
3) Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.
4) Он стоял и лязгал глазами.
5) Зимой многие животные бросаются в спячку.
6) Мальчик из кастрюли наливал в стаканы компот.
— Исправьте ошибки.
IV. Работа по теме урока
1. Слушание и анализ сказок народов мира
КУВШИН С ЗОЛОТОМ
(Молдавская сказка)
Жил один человек, и было у него три сына. Когда пришло время ему умирать, позвал он сыновей и говорит им:
— Дети мои! Кроме дома да виноградника, нечего мне вам оставить. Но знайте, что в винограднике зарыт кувшин с золотом.
Когда отец умер, сыновья перекопали весь виноградник, но кувшина не нашли. Вскопанный и ухоженный виноградник уродил на диво.
Тут-то сыновья и поняли, что кувшин с золотом — это урожай, который даёт земля.
— Понравилась ли вам сказка?
— Чему учит эта сказка?
— Каким вы представляете себе отца? А сыновей?
— В каком предложении выражена главная мысль сказки?
— Продолжите предложение:
• У одного человека было... (три сына).
• В винограднике зарыт... (кувшин с золотом).
• Вскопанный и ухоженный виноградник... (уродил на диво).
• Кувшин с золотом — это... (урожай, который даёт земля).
— Перескажите сказку.
— Послушайте американскую сказку. Подготовьтесь к аудированию.
ОТЧЕГО У ОСЛОВ ДЛИННЫЕ УШИ
(Американская сказка)
Когда Бог создал мир и всех зверей, у созданных им ослов были обыкновенные маленькие уши. Бог дал имя каждой твари, дал он имя и ослу. Но осёл в это время с таким увлечением жевал репей, что не расслышал своего имени. Поэтому, когда все животные пошли заселять Землю, осёл спросил Бога:
— Скажи, Господи, как моё имя?
— Осёл,— ответил Бог, и осёл, обрадовавшись такому красивому имени, поскакал на Землю.
Целый день он грелся на солнышке и жевал репей и зелёные листья. Иногда от полного счастья он катался по траве и радостно кричал. так что вскоре забыл своё имя. Поэтому он пошёл к Богу и спросил:
— Скажи, Господи, как моё имя. Я забыл.
Бог ласково поглядел на осла и сказал:
— тебя зовут Осёл.
С радостными криками осёл поскакал на Землю.
Шли дни. Осёл с утра до ночи пасся на лугу и катался по траве. И снова забыл своё имя. В третий раз пошёл он к Богу и спросил:
— Скажи, Господи, как моё имя. Я опять забыл.
Бог терпеливо повторил ослу, что его зовут Ослом.
Время шло, и осёл опять забыл своё имя. В четвёртый раз пришёл он к Богу, низко склонил голову и сказал:
— Прости меня, Господи, но я опять забыл, как меня зовут.
Тут уже Бог потерял терпение, он потянул осла за уши и сказал ему сначала в одно, а потом в другое ухо:
— В четвёртый раз говорю тебе, что твоё имя Осёл. Осёл! Осёл! Не забудь же: Осёл!
Хотя Бог потянул осла за уши не сильно и не больно, уши у осла здорово вытянулись.
Теперь Осёл не забывает своего имени, потому что, когда склоняется над водой, чтобы попить, он видит отражение своих ушей и вспоминает, как его зовут.
Вопросы к тексту
1) Когда Бог давал имя каждой твари, осёл не расслышал своего имени, потому что с увлечением:
а) жевал репей;
б) катался по траве.
2) Осёл, забывая своё имя, приходил к Богу:
а) три раза;
б) четыре раза.
3) Бог потерял терпение и потянул осла:
а) за уши;
б) за хвост.
4) Осёл не забывает своего имени, потому что видит отражение своих ушей:
а) в воде;
б) в зеркале.
2. Проверка результатов тестирования. Анализ ошибок
— Что высмеивается в сказке?
— Каким вы представляете себе осла? Создайте его словесный портрет.
V. Итог урока
Беседа
— Какая сказка вам больше понравилась?
— Чему учат прочитанные сказки?
VI. Домашнее задание