УРОК № 30
Тема. Антонимы. Знакомство со словарём антонимов
Цель: дать учащимся понять об антонимах; научить находить и использовать антонимы в устной и письменной речи; познакомить учащихся со словарём антонимов; воспитывать интерес к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения антонимов; находят в тексте и используют в устной и письменной речи антонимы в соответствии с их лексическим значением; пользуются словарём антонимов.
Оборудование: учебник, словарь антонимов, схема «Антонимы».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Прочитайте текст. найдите слова, противоположные по лексическому значению.
Кислую ягодку дарит болото,
Сладкую ягодку — лес.
Днём не сидится в воде бегемоту,
Ночью вдруг в тине исчез.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Тренировочное упражнение.
Из данных слов составьте ряды синонимов.
Верный, говорить, губы, забавный, заявлять, изрекать, мудрый, неглупый, потешный, преданный, разумный, рот, смешной, сообщать, толковый, умный, уморительный, уста.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 137.
- Работа со схемой.
- Тренировочные упражнения.
1. Подберите к словам антонимы. С двумя парами антонимов составьте предложение.
Высокий, большой, весёлый, умный, старый, добрый, правдивый, горький.
2. Образуйте словосочетания с глаголами-антонимами.
Образец: войти в комнату — выйти из комнаты.
Взойти на гору, выйти из класса, поехать в город, запрыгнуть на ступеньку.
- Работа со словарём антонимов.
Пользуясь словарём антонимов, подберите антонимы к синонимам и всему синонимическому ряду.
Образец: вежливый — грубый (учтивый, предупредительный, обходительный — неучтивый, неделикатный, резкий).
Прилежный (ленивый), родина (чужбина).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Задание учащимся.
Вставьте пропущенные буквы. Подберите антонимы к словам.
Отд..вать, праз(..)ник, скуч(..)ный, счаст..е, исч..зать, т..ж..- лый, ул..тать, м..риться.
- Тренировочные упражнения.
1. С помощью антонимов охарактеризуйте героев сказок и басен.
Образец: волк простодушный, а лиса хитрая.
Лев — заяц (по храбрости); муха — слон (по величине); ягнёнок — волк (по силе); лисица — ворона (по уму); стрекоза — муравей (по трудолюбию).
2. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.
Тяжёлая работа, тяжёлое настроение, тяжёлый запах; твёрдое яблоко, твёрдая рука, твёрдые знания; лёгкий рюкзак, лёгкая задача, лёгкий мороз; глухой старик, глухой голос, глухой переулок.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните антонимы.
Дело в..ди, а бездел..е гони. У сильного всегда бессильный в..новат. У храбрых есть только бессмертие, а смерти у храбрых нет. Человек от лени б..леет, а от труда здор..веет. Иди ..перёд, а оглядывайся наза.. .
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 27.
2. Выполнить упражнение: [1] 304; [2] 77.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?