РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЕТОДАМИ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
12.4. Возможности преодоления пессимизма средствами телевидения
Преодоление
пессимизма является важной задачей выживания общества, поэтому естественным является
применение телевидения как наиболее мощного из имеющихся средств воздействия.
Хотя В. Налимов справедливо написал, что "особенно плохо понимает наша
наука коллективные действия людей". Перед нами также проходил опыт
"Останкино" в том виде, в котором его задействовал В. Яковлев. Суть
этого идеологического эксперимента он раскрывает так: "Мы растревожили людей.
Конь стал на дыбы и до сих пор так и стоит, нельзя ли все-таки поставить его на
четыре ноги? Попробовать средствами телевидения вывести общество из этого
здибленого состояния. Надо видеть недостатки, критиковать их. Наши телекомментаторы
все повторяют: вот мы над пропастью, остался один шаг. А я говорю им: уже
третий год мы этот шаг никак не делаем. Почему же все толпимся? Я как-то задал себе
вопрос: сколько у нас предприятий в финансовом плане не должны никому
и им никто не должен? Оказалось, что таких 30%. Поэтому
хотя бы об одном рассказали!..". Политическое кредо ОРТ, по словам Сергея
Благоволіна, заключается в том, "чтобы способствовать национальному согласию, ее расширению. Чтобы искать пути вывода страны из
экономического и политического кризиса, делать все возможное для стабилизации в ней
жизни. Силы, которые работают на этом направлении, ОРТ и намерен поддерживать".
Социальная реклама на ОРТ также является попыткой формирования позитивного настроя в
обществе в целом.
Которые
варианты работы на этом направлении можно предложить для УТ? Есть три возможных
подходы.
Первый,
который должен раскрывать индивидуальные модели управления собой, своим успехом.
Человек может быть поставлена на этот путь с помощью:
-
показа людей, которые уже достигли успеха в различных видах деятельности;
-
активной демонстрации инновационной деятельности (в новостях и отдельной серии
передач, цель которых - показать,
-
что сегодня вполне реально добиться положительного результата, можно обойти те или
другие препятствия действительности, что не только в эмиграции, но и дома можно найти
себя);
-
показа успешно
работающих структур и организаций, которые доказывают, что не боги горшки обжигают.
Второй,
призван продемонстрировать реальную заботу властных структур о своих
граждан. Обязательными должны стать прямые линии, ответы на вопросы, отчеты
перед населением всех ветвей власти и всех персон власти. На сегодня власть
отвернулась от населения и даже вербально не хочет демонстрировать своей
заинтересованности ним. Есть и противоположные примеры: Бразаускаса любят
в Литве потому, что он знает даже кличку коровы на том или ином хуторе, - это символ внимания первого лица до населения.
Третий
подход должен раскрывать многообразие мира, всеми силами пробовать разорвать
изоляционистские тенденции, присущие пессимистическому настроению. Сюда входит
воспитание и показ своих собственных звезд (не только из мира эстрады, но и из мира
спорта, науки, литературы, техники, дипломатии и т.д). Цель - показать населению
варианты достижения успеха. Восстановить государственную внимание к различным видам
хобби, начиная, например, с филателии как одного из наиболее достижимого для
населения. Можно отметить и создание своих "мыльных опер", когда как
желаемая цель и интересы будет развиваться свой собственный сюжет, пройдет показ
решения важной жизненной цели в рамках своего мира, своими методами.
В
целом это можно определить как повышение уровня информированности, но не только в
области реального мира, а и в области мира желаемого. Это словно переобучение
население достигать своей цели в рамках нового, неизвестного для него контекста.
Сегодня дети отворачиваются от жизненных моделей своих родителей, однако еще не имеют
собственных наработанных моделей. Речь идет о определенное психотерапевтическое задание,
когда на метафорическом примере пациенту раскрывают его собственного решения
задачи, используя ситуацию с другими людьми. На сегодня общество
считает, что успех может быть только криминальный. Следует наращивать усилия, чтобы
разорвать этот стереотип, навязать обществу пути достижения успеха другими
способами, без криминального оттенка. Люди потеряли тех, кому они доверяли,
они остались в прошлом мире. Телевидение должно дать им таких людей!
Здесь
скрыта еще одна причина формирования негативных ситуаций в области массовой
сознания: Украина не смогла выставить такой же убедительный список известных
личностей, которыми владел бывший Советский Союз. Если в первый период
независимости в этот список попадали диссиденты, а также народные депутаты, то
сегодня они покинули плоскость общественного внимания. На сегодня Украина смогла
выставить только список эстрадных звезд и политических деятелей, однако они не
имеют той индивидуальной привлекательности, харизмів, которыми владеют звезды
соседней страны, которые, к тому же, происходят не только из поп-культуры.
Населению
всегда нужны были оракулы, слову которых можно было верить. Из теории
коммуникации известно, что население воспринимает, события не непосредственно из канала
коммуникации, а через интерпретацию их "лидерами мнений". Как правило,
эти лидеры мнений находятся в той же среде, что и само населенный. Однако они
дважды необходимые в канале коммуникации: от степени н топ», кто говорит, зависит и
вера в подлинность того, что сообщается. Поэтому отдельной программе должно стать
поиск "коммуникаторов", воспитание известных личностей, уровень доверия
к которым гораздо выше сегодняшней. Именно такие коммуникаторы и являются проводниками
введение новых моделей поведения, перехода от преобладания пессимизма к оптимизму.
Следовательно,
мы определили "болевые точки" имеющихся коммуникаций как на уровне содержания,
так и на уровне формы.