Урок 30
Тема. Особенности склонения существительных разного рода в единственном числе
Цель: закреплять знания о склонение существительных, продемонстрировать различия в склонении существительных разных родов, учить определять падеж существительных, ставить существительные в начальную форму; развивать речевые умения детей; воспитывать внимательность, исполнительность, аккуратность в записях.
Оборудование: карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 113
Индивидуальный опрос.
2. Карточки индивидуального опроса
Карточки 1
Выпиши словосочетания, в которых выделенные слова имеют переносное значение.
Теплый (молоко, вечер, встреча). Крутой (берег, характер, спуск). Птица (стальной, водоплавающий, большой). Крик (ребенок, мода, птица). Скрыть (книга, улыбка, мысль).
Карточка 2
Провідміняй существительные: снег, солнце.
Карточка 3
Провідміняй существительные: трава, соль.
Работу с картами 2 и 3 провести на доске.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Проверьте, правильно ли записаны падежи, вопросы к ним и формы существительных.
- Чем отличаются формы существительного и однокоренные слова?
- Назовите окончания существительных в разных падежах.
- Почему в одних и тех же падежах существительные имеют разные окончания?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы как раз и поговорим про различия в склонении существительных, выясним, с чем это связано.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Проблемный вопрос. Поисковая работа
- Так почему же существительные в одинаковых падежах имеют разные окончания? С чем это связано?
- Давайте проанализируем таблицы в упражнении 115 и попробуем найти ответ на эти вопросы.
Коллективная устная работа с упражнением 115.
Как вывод - ознакомление с правилами на с. 59.
2. Работа в парах
За упражнением 116 (1) - коллективно; 116 (2) - самостоятельно.
Проверка - фронтально.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Самостоятельная работа (за упражнением 117)
Целесообразно предложение составить коллективно, а падежи определить самостоятельно.
2. Работа по вариантам
Упражнение 114 выполнить по вариантам: I вариант - первый абзац; II вариант - второй абзац; III вариант - третий абзац; IV вариант - четвертый абзац.
Учитель назначает консультантов для каждого варианта из числа учеников, которые первыми правильно выполнили задание.
- Кому удалось выполнить задание без ошибок?
- Подумайте, над чем надо поработать тем, у кого в работе были ошибки.
2. Работа со словарными словами
- Какое время года описано в тексте?
- Замените одним словом: событие, которое произошло в течение осени (зимы, весны, лета).
- Обратите внимание на слова, записанные на с. 56. Как вы думаете, почему их надо внести в словничка?
- Занесите слова в словарик, подчеркнув орфограму.
VI. Итог урока
1. Беседа
- Что мы сегодня учились делать?
- А для чего нам это нужно?
- Расскажите, о чем вы сегодня узнали.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
С. 59, правило; упражнение 118; повторить словарные слова.