Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 30

Тема. Особенности склонения существительных разного рода в единственном числе

 

Цель: закреплять знания о склонение существительных, продемонстрировать различия в склонении существительных разных родов, учить определять падеж существительных, ставить существительные в начальную форму; развивать речевые умения детей; воспитывать внимательность, исполнительность, аккуратность в записях.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 113

Индивидуальный опрос.

2. Карточки индивидуального опроса

Карточки 1

Выпиши словосочетания, в которых выделенные слова имеют переносное значение.

Теплый (молоко, вечер, встреча). Крутой (берег, характер, спуск). Птица (стальной, водоплавающий, большой). Крик (ребенок, мода, птица). Скрыть (книга, улыбка, мысль).

Карточка 2

Провідміняй существительные: снег, солнце.

Карточка 3

Провідміняй существительные: трава, соль.

Работу с картами 2 и 3 провести на доске.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Проверьте, правильно ли записаны падежи, вопросы к ним и формы существительных.

- Чем отличаются формы существительного и однокоренные слова?

- Назовите окончания существительных в разных падежах.

- Почему в одних и тех же падежах существительные имеют разные окончания?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы как раз и поговорим про различия в склонении существительных, выясним, с чем это связано.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Проблемный вопрос. Поисковая работа

- Так почему же существительные в одинаковых падежах имеют разные окончания? С чем это связано?

- Давайте проанализируем таблицы в упражнении 115 и попробуем найти ответ на эти вопросы.

Коллективная устная работа с упражнением 115.

Как вывод - ознакомление с правилами на с. 59.

2. Работа в парах

За упражнением 116 (1) - коллективно; 116 (2) - самостоятельно.

Проверка - фронтально.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Самостоятельная работа (за упражнением 117)

Целесообразно предложение составить коллективно, а падежи определить самостоятельно.

2. Работа по вариантам

Упражнение 114 выполнить по вариантам: I вариант - первый абзац; II вариант - второй абзац; III вариант - третий абзац; IV вариант - четвертый абзац.

Учитель назначает консультантов для каждого варианта из числа учеников, которые первыми правильно выполнили задание.

- Кому удалось выполнить задание без ошибок?

- Подумайте, над чем надо поработать тем, у кого в работе были ошибки.

2. Работа со словарными словами

- Какое время года описано в тексте?

- Замените одним словом: событие, которое произошло в течение осени (зимы, весны, лета).

- Обратите внимание на слова, записанные на с. 56. Как вы думаете, почему их надо внести в словничка?

- Занесите слова в словарик, подчеркнув орфограму.

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Что мы сегодня учились делать?

- А для чего нам это нужно?

- Расскажите, о чем вы сегодня узнали.

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

С. 59, правило; упражнение 118; повторить словарные слова.