Урок 29
Тема. Склонение существительных по падежам. Начальная форма существительного
Цель: ознакомить с понятием склонение как изменением формы слова с вопросами, с системой падежей существительных; учить определять падежи существительных в тексте; развивать речь учащихся; воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, усердие и настойчивость.
Оборудование: таблица падежей, карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Прочитай пословицы и поговорки.
Учение - свет, а неученье - тьма. Правда неправду перевесит. Больше делай, а меньше говори. От огня бегу, а в воду скачу. День и ночь - сутки пріч. И смех, и беда, и людям стыдно говорить.
Выпиши парами существительные-антонимы. Определи их род.
Карточка 2
Являются ли синонимами однокоренные слова? Докажи свое мнение.
Говорить, разговорчивый, говорливый, заговорить. Радость, радостный, радуется. Любопытство, интересный, интересоваться.
К выделенным словам подбери и запиши синонимы.
Карточка 3
Спиши текст. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении.
Пришла к берез осень. Принесла им золотые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы. Смеются солнечные зайчики, а березы грустят.
2. Работа с упражнением 107
Проверку осуществить фронтально.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Коллективное выполнение упражнения 108 (1, 2).
III. Сообщение темы и цели урока
- Такое изменение существительных по вопросам называется склонением.
- Подумайте и сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня ответы.
Если дети не могут сформулировать вопрос, следует обратить внимание на вопросы на с. 53.
- Именно это и является темой нашего урока.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа в парах (за упражнением 109)
- Есть разные падежные формы однокоренными словами?
- Давайте заполним таблицу, которая поможет нам осознать разницу между однокоренными словами и формами слова.
Однокоренные слова |
Формы слова |
|
|
2. Коллективная работа
Упражнение 110 (1, 2) - устно; 110 (3) - письменно коллективно.
3. Коллективное выполнение упражнения
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Комментарий к домашнему заданию
2. Устное выполнение упражнения 111 (2, 3)
3. Творческая работа (за упражнением 112)
4. Комментарий к домашнему заданию
VI. Итог урока
Обмен соображениями относительно проблем и достижений.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
- Расскажите, что на уроке вы усвоили хорошо, а над каким материалом надо будет еще дополнительно поработать.
VII. Домашнее задание
Правило на с. 53 и 55; выучить падежи и вопросы к ним; упражнение 113.