Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 29

Тема. Склонение существительных по падежам. Начальная форма существительного

 

Цель: ознакомить с понятием склонение как изменением формы слова с вопросами, с системой падежей существительных; учить определять падежи существительных в тексте; развивать речь учащихся; воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, усердие и настойчивость.

Оборудование: таблица падежей, карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Прочитай пословицы и поговорки.

Учение - свет, а неученье - тьма. Правда неправду перевесит. Больше делай, а меньше говори. От огня бегу, а в воду скачу. День и ночь - сутки пріч. И смех, и беда, и людям стыдно говорить.

Выпиши парами существительные-антонимы. Определи их род.

 

Карточка 2

Являются ли синонимами однокоренные слова? Докажи свое мнение.

Говорить, разговорчивый, говорливый, заговорить. Радость, радостный, радуется. Любопытство, интересный, интересоваться.

К выделенным словам подбери и запиши синонимы.

 

Карточка 3

Спиши текст. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении.

Пришла к берез осень. Принесла им золотые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы. Смеются солнечные зайчики, а березы грустят.

 

2. Работа с упражнением 107

Проверку осуществить фронтально.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

Коллективное выполнение упражнения 108 (1, 2).

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Такое изменение существительных по вопросам называется склонением.

- Подумайте и сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня ответы.

Если дети не могут сформулировать вопрос, следует обратить внимание на вопросы на с. 53.

- Именно это и является темой нашего урока.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа в парах (за упражнением 109)

- Есть разные падежные формы однокоренными словами?

- Давайте заполним таблицу, которая поможет нам осознать разницу между однокоренными словами и формами слова.

 

Однокоренные слова

Формы слова

 

2. Коллективная работа

Упражнение 110 (1, 2) - устно; 110 (3) - письменно коллективно.

3. Коллективное выполнение упражнения

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Комментарий к домашнему заданию

2. Устное выполнение упражнения 111 (2, 3)

3. Творческая работа (за упражнением 112)

4. Комментарий к домашнему заданию

 

VI. Итог урока

Обмен соображениями относительно проблем и достижений.

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Расскажите, что на уроке вы усвоили хорошо, а над каким материалом надо будет еще дополнительно поработать.

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 53 и 55; выучить падежи и вопросы к ним; упражнение 113.