СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 30
Тема: Узагальнювальне слово перед однородными членами. Двоеточие после узагальнювального слова
Цель: объяснить употребление знаков препинания в предложениях с обобщающим словами перед однородными членами предложения, формировать умение определять обобщающие слова при однородных членах, правильно интонировать предложения с обобщающим словами, расставлять знаки препинания в таких предложениях, употреблять однородные члены предложения с обобщающим словами в речи; развивать мышление и речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать эстетическую сферу.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки).
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски.
Записать предложения, подчеркнуть однородные члены предложения. Объяснить знаки препинания.
Родную землю любят птичка и букашка. Своего гнезда и слова не стесняйся. Свое гнездо теплее, милее всего, родное. С волком дружи, а себя береги. Волк линяет, но нрава не меняет.
Народное творчество.
Выполнение индивидуального задания с раздаточным материалом (двумя-тремя учениками).
Карточка 1
Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Однородные члены предложения подчеркнуть.
Еще в древности люди знали о связи м..прошлого настоящего и будущего. Надо изучать м..прошлое своего народа его историю.
История народа имеет г..роїчні трагические счастливые страницы. В г..роїчному больше всего проявляєт..ся нац..сиональный характер народа, его душевная красота талант. Эти страницы особенно мин..циркулируют и вызывают чувство нац..ональної гордости.
Из журнала.
Карточка 2
Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания. Во втором предложении текста подчеркнуть все члены предложения.
Из всех дорог через годы и расстояния вижу мать мать мать. Видится она мне на дворе круг овощей круг льна. А в первую очередь вижу ее над колыбелью над продолжением рода. Чувствую всем сердцем ее кроткий нрав дружбу и щедрость.
Без детства нет народу его будущего. Без колыбельной нет детства.
По М. Сингаївським.
Карточка 3
Переписать, вставляя пропущенные буквы. Однородные члены предложения подчеркнуть.
Тихо в лесу, тихо... Ветер уснул, затих и только изредка колышет..лене листья.
Тихо в лесу. Солнце горит и пос..ругает ослепительные волны своего ясного лучи. Луч падает на в..рховіття д..рев, с..лкується достичь вниз, в чащу. И густой лес. Плотно и дружески поспліталися его обильные ветви.
За Бы. Гринченко.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 76).
Работа у доски.
Записать предложения. Однородные члены предложения подчеркнуть, узагальнювальне слово выделить прямоугольником. С’выяснить, какими членами предложения являются однородные члены и узагальнювальне слово при них.
В хатках просыпаются люди: ткачи, скорняки, кузнецы. (О. Ольжич.) Шумит верхами буйный лес: дубы, березы, буки. (Марийка Пидгирянка.) Порозцвітали красиво цветы: нагідочки, настурции и мачок. (Л. Глуб.) Летят большие птицы: орлы и соколы, кукушки и скворцы. (Б. Гринченко.) Волна косы распускает, убирается в камни: жемчуг, яхонты, топазы... (Александр Олесь.)
Словарь.
Кушнир - специалист, который вичиняє мех и шьет меховые изделия.
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
Переписать предложения. Объяснить знаки препинания, подчеркнув однородные члены и указав обобщающие слова при них. Определить, какими членами предложения являются обобщающие слова.
Береги самые ценные сокровища: здоровья и верного друга. Дружнесенько подпрыгивает по стерне родня: перепелка, перепел, перепеленя.
Народное творчество.
Переписать, на месте точек вставляя обобщающие слова. Объяснить употребление разделительных знаков.
Возле хаты ... : вишни, черешни, яблони. Перед окнами ... : сирень, барбарис. Под окнами ... : петушки, настурция, пионы, крин (лилия), ноготки.
За Д. Чередниченко.
Творческая работа. Составить и записать предложения с данными рядами однородных членов предложения обобщающим словами при них. Объяснить употребление разделительных знаков.
· Розы, левкои, георгины (цветы).
· Клены, липы, грабы (дерева).
· Земля, трава, кусты, деревья (все).
Предупредительный диктант. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.
У человека есть три беды: смерть, старость и плохие дети. В доме бывает три несчастья: дым, мороз и сварливая женщина. А у нашего Омелечка небольшая семеечка: он и она, старик и старуха, две Христе в ожерелье, две Насти в запаске, Андрон, Харитон, Парамон и Антон.
Народное творчество.
Диктант с комментированием. В указанном учителем предложении подчеркнуть все члены предложения.
1. Были три брата: Кий, Щек, Хорив. (Из летописи.) Былины Киевской Руси были посвященные богатырям: Микулов Селяниновичу, Святогору, Дунай Иванович, Добрыне Никитичу. Они защищали родную землю от врагов: хазар, печенегов, торков, берендеев, половцев, монголов, татар. (По А. Силиным.) На горе Перуновій всех богов собрал Владимир: Перуна, великого бога Хорса и Ярилы... (Л. Забашта.) Перун кресав о скалы молнии. Дрожало все: деревья, греки, птицы. (Л. Костенко.) На нас смотрят все: наш Богдан Хмельницкий, Дорошенко, Мазепа, Выговский... (В. Пачевский.) Зготовлена казаками дорожная оружие: копье, сабля гостренькая и ружье цілкенькая. (Л. Боровиковский.) Все спеклось, переплелось на горизонте: сабли, пистолеты, лошади, шалаши, пожарища, побоища, огни... (Л. Красицкая.) Над все ты флаг свой почитай! На нем слова: Народ и Край! За него смело в бой становись! (С. Черкасенко.) Я - украинец. Я называю своих национальных гениев: Сковорода, Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Коцюбинский, Довженко. (О. Сизоненко.)
2. И придут к тебя три праздники в гости: Святое Рождество, Святого Василия, Святое Крещение... (Нар. творческим.) Уже и Рождество как-то надбігло, вот и сочельник в доме. Все хлопочут, радуются: и нищие, и богатые. (Елена Пчилка.) Несет мужик в ночовках домой освященное: яйца, кулич, колбасу и поросенок печеное. (С. Руданский.) Спросили Клима раз, лучшая птица: чиж, соловей, чечетка или синица? Голодный Клим сем баса: «Найлучча птица - колбаса!» (Л. Боровиковский.) Зібравсь всякий зверь: волки, лисы с сусликами, зайцы глупые, вредный хорек... (Л. Глуб.) Вот сошлись они втроем: хищный волк, медведь-громила и вепрь - невмите рыло. (И. Качуровский.)
Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).
1. Весна идет, радуется все всюду: и темный лес, и птица, и люди. (Б. Гринченко.) Люблю стоять над Днепром, когда все цветет кругом: сады, долины и горы... (В. Сосюра.) Надо в жизни все любить горячо и много: солнце, дожди зернистые, дороги в пыли, траву! (В. Подпалый). Белым пухом тополиным все застелили вокруг: сад, двор’я, путь, леваду. Пух белеет на реке. (Есть. Гуцало.) Утром снег подул с поля, и забіліло все вокруг: и дорога, и гаек, и пруд, и наш каток. (М. Стельмах.)
2. Ночь - великая волшебница. Зчарувала зверя, птицу, зчарувала всех людей. Не увидишь их нигде. Утро все відчарував: синие цветы среди трав, и бабочки, и пчелку, и в цвету вишневую ветку, всех людей, и зверя, и птицу!.. Ночь - великая волшебница. Утро - истинный труженик. Два эти волшебники в мире сем живут века. (По Е. Гуцалом.) А месяц все такой же: и парень, и полон, и серпик, и рогалик... (Л. Костенко.)
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание.
П.10, упражнение 198.