Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 28

Тема. Существительные-синонимы, существительные-антонимы. Прямое и переносное значение существительных

 

Цель: актуализировать знания детей о синонимы, антонимы, многозначные существительные, прямое и переносное значение слов, учить подбирать существительные-синонимы и антонимы, определять прямое и переносное значение; использовать в речи названные категории существительных; учить делать морфологический анализ существительных, развивать и обогащать речь детей; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки индивидуального опроса, схема морфологического разбора существительного.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 102

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Прочитай текст. Выпиши существительные, употребленные в единственном числе, в один столбик, а во множественном числе - во второй.

ТУЧКИ, ТУЧКИ...

Тучки, тучки, небес корабли -

за ними я песней лечу.

Бессмертия достоин лишь тот на земле,

кто любит свою Родину.

Кто ей отдает свои дни молодежи

и зовет ее солнцем, зарей,

кто с ней навек неразрывный в труде,

кто в горе и в радости с ней.

А ветер тополя на синем фоне

качает, и дальше он несется.

Бессмертен, бессмертен лишь тот на земле,

кто любит свою Родину.

 

Карточка 2

Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Автомобили, грабли, валенки, вилы, гири, провода, ворота, шахматы, очередные, цифры, сливки, сеялки, ножницы.

 

Карточка 3

Прочитай. Выпиши в первый столбик существительные женского рода, во второй - мужского, а в третий - среднего.

Корабль летит над Тихим океаном. Какой вид! Горизонт у Земли ярко-бордовый. Затем идет светло-голубая полоска, которая переходит в черное небо. Появляется солнышко. Горизонт становится оранжевым.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Соедините слова и их объяснения (на доске).

Синонимы слова, имеющие несколько значений

Антонимы слова с разными корнями, но близкие по значению

Многозначные слова слова, противоположные по значению

- Приведите примеры.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня поговорим о существительные-синонимы, антонимы, многозначные слова, будем учиться определять прямое и переносное значение существительных.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Дифференцированная работа

Сильные учащиеся самостоятельно прорабатывают упражнение 105 (1, 2), готовятся к пресс-конференции. Учащиеся с недостаточной подготовкой прорабатывают вместе с учителем упражнение 104, готовят также вопросы к пресс-конференции.

2. Пресс-конференция

Сильные ученики занимают место у доски - они отвечают на вопросы. Учащиеся с недостаточной подготовкой - «журналисты», ставят вопросы к упражнению 105 и вопрос, приготовленные с учителем.

По итогам пресс-конференции учащиеся самостоятельно выполняют задания 105 (3).

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективное выполнение упражнения 106

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

3. Самостоятельное выполнение упражнения 103

Проверка - фронтально.

 

VI. Итог урока

- Расскажите, с какими группами существительных мы работали.

- Какие слова называются синонимами (антонимами, многозначными)?

- А теперь подумайте, для чего в речи нужны эти слова.

Выслушав версии детей, сделать конечный вывод с правилом на с. 51.

 

VII. Домашнее задание

С. 51, правило; упражнение 107.