Урок 28
Тема. Существительные-синонимы, существительные-антонимы. Прямое и переносное значение существительных
Цель: актуализировать знания детей о синонимы, антонимы, многозначные существительные, прямое и переносное значение слов, учить подбирать существительные-синонимы и антонимы, определять прямое и переносное значение; использовать в речи названные категории существительных; учить делать морфологический анализ существительных, развивать и обогащать речь детей; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки индивидуального опроса, схема морфологического разбора существительного.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 102
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Прочитай текст. Выпиши существительные, употребленные в единственном числе, в один столбик, а во множественном числе - во второй.
ТУЧКИ, ТУЧКИ...
Тучки, тучки, небес корабли -
за ними я песней лечу.
Бессмертия достоин лишь тот на земле,
кто любит свою Родину.
Кто ей отдает свои дни молодежи
и зовет ее солнцем, зарей,
кто с ней навек неразрывный в труде,
кто в горе и в радости с ней.
А ветер тополя на синем фоне
качает, и дальше он несется.
Бессмертен, бессмертен лишь тот на земле,
кто любит свою Родину.
Карточка 2
Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Автомобили, грабли, валенки, вилы, гири, провода, ворота, шахматы, очередные, цифры, сливки, сеялки, ножницы.
Карточка 3
Прочитай. Выпиши в первый столбик существительные женского рода, во второй - мужского, а в третий - среднего.
Корабль летит над Тихим океаном. Какой вид! Горизонт у Земли ярко-бордовый. Затем идет светло-голубая полоска, которая переходит в черное небо. Появляется солнышко. Горизонт становится оранжевым.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Соедините слова и их объяснения (на доске).
Синонимы слова, имеющие несколько значений
Антонимы слова с разными корнями, но близкие по значению
Многозначные слова слова, противоположные по значению
- Приведите примеры.
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня поговорим о существительные-синонимы, антонимы, многозначные слова, будем учиться определять прямое и переносное значение существительных.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Дифференцированная работа
Сильные учащиеся самостоятельно прорабатывают упражнение 105 (1, 2), готовятся к пресс-конференции. Учащиеся с недостаточной подготовкой прорабатывают вместе с учителем упражнение 104, готовят также вопросы к пресс-конференции.
2. Пресс-конференция
Сильные ученики занимают место у доски - они отвечают на вопросы. Учащиеся с недостаточной подготовкой - «журналисты», ставят вопросы к упражнению 105 и вопрос, приготовленные с учителем.
По итогам пресс-конференции учащиеся самостоятельно выполняют задания 105 (3).
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Коллективное выполнение упражнения 106
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
3. Самостоятельное выполнение упражнения 103
Проверка - фронтально.
VI. Итог урока
- Расскажите, с какими группами существительных мы работали.
- Какие слова называются синонимами (антонимами, многозначными)?
- А теперь подумайте, для чего в речи нужны эти слова.
Выслушав версии детей, сделать конечный вывод с правилом на с. 51.
VII. Домашнее задание
С. 51, правило; упражнение 107.