Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 29

Тема: Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, единичным и). Запятая между однородными членами

 

Цель: углубить понятие учащихся о однородные члены предложения, формировать умение определять в предложениях однородные члены, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; формировать умение правильно интонировать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами; воспитывать любовь к природе; развивать логическое мышление, наблюдательность, памятьпамять, эмоции, эстетические чувства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 75). Работа с таблицей (стр. 76).

 

III. Выполнение упражнений на закрепление.

Прочитать. Определить однородные члены предложения. Указать, какими средствами звязку они сочетаются. Еще раз прочитать предложение, правильно их інтонуючи.

1. Все те бугорки, поля и леса для меня полны добра и красоты. (Марийка Пидгирянка.) Уже и листья опали, упало, пропало... (М. Доленго.) Ночью скрипел и осыпался клен. Осенний ветер одгуляв, затих. (Л. Костенко.) Ветер воет, завывает... Расходилась метель, снегом укрывает окна. (Елена Пчилка.) Сосна сама заживляет раны соком янтарным, живой смолой. (Л. Забашта.) Над обрывом, за садом, на горе расцвела яблоня. (О. Ольжич.) Шумят сады вишневые, яблоневые. (О. Ющенко.) Вишни и сливы лезут из ветвей в окошко. (Я. Щеголев.) Везде пахнет грушей, медом, малиной... (Д. Белоус.) Пион... На солнце, в тени она так долго и обильно цветет и опада так тихо, незаметно... (Л. Забашта.) Теплое солнце встало пышно, одевается роскошно... (Я. Щоголев.) Спасаем чистый воздух! Спасаем воду в морях, океанах, в малых и больших реках! (Есть. Гуцало.) Перекидом, колесом, вприпрыжку выбегали дети на улицу. (Л. Костенко.) То искра заблисне, то погаснет... (Леся Украинка.)

2. Нас согревает триединая Надежда, Вера и Любовь. (Д. Белоус.) Минулеє, современное и будущее в моей душе едины навсегда. (В. Сосюра.) Все меняется, обновляется, рвется... (П. Тычина.) Неразрывные человеческая семья, наша речь и наша кровь. (Л. Полтава.) Счастья ровно и ровная воля засияют на весь мир! (В. Самойленко.) За родной край к бою смело, проповедывал станет каждый из нас. Много и искренне мы все работали. (С. Черкасенко.)

3. Чтение книг - это труд, творчество, напряжение духовных сил. Чувства человека не пробудиш без сочувствия, сопереживания. Без любви к делу, без достижения успехов в ней, без чувства уважения к себе нет личности.

С тв. В. Сухомлинского.

Творческая работа. Прочитать предложение, на месте точек уставивши самостоятельно подобранные однородные члены предложения. Записать предложения, однородные члены подчеркнуть. Объяснить употребление разделительных знаков.

Скоро первый снег упадет на поля, ..., ... . Он посріблить ветви дубов, ... и ... . Белой пеленой снег закутає землю в поле, ... улицы городов и ... . Зеленавою льдом покроется вода...,.... ... . Повеет.... ,.... дыханием зимы.

Объяснительный диктант.

Подчеркнуть однородные члены предложения. Объяснить употребление разделительных знаков. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

1. Ноябрь гойда ветки и розтрушує листья. Январь веет вокруг, навевает везде снега. Февраль льдом кует и мороза добавляет. (М. Щербак.) Ветер снегом быесть в лицо, засыпает снегом крыша. Продрогшим землей везде и всюду покрылось поле и пути. (Н. Забила.) Я и мелькнет не успела! Где эти снежинки? Осталось по капельке на ресницы и щеке. (О. Кобец.) Ласточки летают низко? То уже дождь и буря близко. На песок вылезают раки? Это грозы и дождя признаки. (М. Щербак.)

2. Сердце рвалось, посмеивалось, виливало язык. (Т. Шевченко.) В слова свои признаки света, тепла, веса. Только оно объединяет различные человеческие берега. (П. Воронько.) Мне нужно слово, а не слава. (Л. Костенко.) Чистых сердцем я ищу, а не острых на язык. (М.Чернявський.) Приходится не копьем, а пером бороться... (Леся Украинка.) Я верю не в чудо, а в силу таланта. (П. Воронько.)

3. Ночь идет в рощи, в долины, травы нахиля. (А. Малышко.) Еще лес не стонет тем тяжелым, осенним, длинным тоном. (И. Франко.) Собирают свете, золотые меды веселокрилі и прозрачные пчелы. И падающий снег пушистый, мохнатый спокойно и величаво над селом. (М. Рыльский.)

Диктант с комментированием. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1. В роще молодые дубки выросли в высь и снежные одели шапки, подперли неба синь. (Марийка Пидгирянка.) Поет синицами калина, огнями их горит. (Есть. Гуцало.) Наступит жаркие, горячее лето (И. Нечуй-Левицкий). Дорога лугами, оврагами прыгала и вдруг с разгона в реку упала. (О. Сенатович.) Осень мрачная идет. Облака, дожди, туманы осень в сердце ведет. (М. Семенко.) Весна зіткала вчера гобелен из трав, из цветов, из ивняков. (Есть. Гуцало.) Нежно и сладко пахли цветы. (Марко Вовчок.) Степь все терял свои краски, свою весеннюю моложаву свежесть (О. Гончар). Широкеє поле кругом зеленеет все в цветастых одеждах, роскошных, обильных. (С. Черкасенко.)

2. Здесь казачество выросло, славы, свободы добывало. (В. Маслак.) Там родилась, гарцевала козацкая воля. (Т. Шевченко.) Гетман Выговский искренне любил Украину, отстаивал ее права, заботился о науке и просвещении Украине. (И. Нечуй-Левицкий.) Галичина - то Львов и Броды, Днестра и Сяна тихие воды. Ее сыновья - то подоляне, гуцулы, бойки с гор Карпат. Их общее название - галичане. Им надднепрянец - родной брат. (Г. Завадович.)

Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Однородные члены предложения подчеркнуть.

1. Играет кобзарь, распевает, вимовля словам... И свет ясный, невечерній тихо засияет. Ветер в роще нагибает лозу и тополь. А сердечко соловьем щебечет и плачет. Течет вода в синее море, и не вытекает... Синее море зверюгой то стонет, то воет. По дубраве ветер воет, гуляет по полю, край дороги гнет тополь до самого пола.

С тв. Т.шевченко.

2. Хлеб издавна называли святым. В честь хлеба люди составляли радостные и волнующие песни. В них с любовью говорилось о святости хлеба, его величие. Деды и бабушки, отцы и матери пели этих песен детям.

Рисуйте колоски на холсте, кладите их в узоры! Прославляйте хлеб и людей, которые выращивают его!

По М. Полевым.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 192 (устно).

Самостоятельная работа. Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Однородные члены предложения подчеркнуть.

1. Осенний вечер спрятал под кр..ло голову, підігнув одну ногу и так стоит, ожидает завтрашний холод. (Есть. Гуцало.) Небо развернуло синий, ш..широкий, гл..бокий палатку. Месяц беззаботно д..вился на горы, долины, на вт..хаюче город. (Панас Мирный.) Дождевые капельки на д..деревьях и травах м..рехтіли с..леними искорками, наполняли лес тоненьким звоном. Туча сползла за реку, ост..остановилась там и развернула над лесом..летенські вороне крылья. (Григор Тютюнник.)

2. Сегодня ветер - господин над небом, степью, над всем городом. Он же..не небом сугробы облаков, переворачивает ними, сеет хмаряним мукой по н..небесном океане. Степью ветер сует порох, заслоняет им солнце, окутывает серым и бурым пылью весь город внизу. Дома, церкви и сады еле просматриваются сквозь пыль.

Люди на улицах н. зенько сх..ляют перед господином ветром председателя, д..ржаться за шапки, жмурятся, морщатся, моргают. Д..рева клонятся, дрожат и хотят к з..мли прилипнуть. А ветер гудит, ш..пить, св..стить, носится. И ни впину ему, ни преграды нет.

По В. Винниченко.

Творческая работа. Составить небольшое высказывание о дождливый день, использовав в роли однородных членов предложения поданы слова.

Серое, свинцовое, мрачное; хмуро, сердито, строго; порывистый, холодный, пронзительный; бесть, сечет, вихльостує; покрыло, затянуло; вверху, еще выше.

 

ИV. Проверка самостоятельной работы.

 

V. Подведение итогов урока.

Беседа.

· Какие члены предложения называются однородными? Привести примеры.

· Какие члены предложения могут быть однородными?

· Как сочетаются между собой однородные члены предложения?

· Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

· С какой интонацией произносятся предложения с однородными членами?

 

VИ. Домашнее задание.

П. 10, упражнение 194.