Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 37

Тема: Степени сравнения наречий.

Цель: объяснить значение и особенности создания простой и составной форм высшего и наивысшего степеней сравнения наречий; формировать умение распознавать, различать и образовывать формы степеней сравнения наречий, правильно употреблять их в речи; воспитывать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям; развивать наблюдательность, внимание, логическое и образное мышление, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, орфографический словарь.

 

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

*Работа у доски.Выполнение индивидуальных заданий двумя-тремя учениками.

Карточка 1

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Свыяснить синтаксическую роль каждого из наречий (подчеркнуть их как члены предложения).

 

Привыкли завтра все лю..эти делать, тащиться медленно к м..ты. Привыкни лишь делать все с..огодні, и к ней прийд..ш ты первый! (Б. гринченко.) Не бросай собственной е..ты, чтобы за чужой куда-то идти, а собственную ясно цель познай, к ней просто спеши. (И.франко.) Мне напоминают людс..ки сердца кр..хке и тонен..ке сердце карандаша. Зл..мать ле..ко, застрогать труднее, сп..сати невозможно до конца. (Д.павлычко.)

 

Карточка 2

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы и снимая черту. При необходимости обратиться к орфографического словаря. Наречия подчеркнуть как члены предложения.

Ч..сто, щедро, ш..пітливо горнет..ся трава! (Т.Майданович.) В/глубь, в/шир оп..ся корни, щиродбає за свое побеги. ( П.Воронько.) Что/года хорошеют рассветы. (Н.стельмах.) Чистый ручей выбегает на синюю поляна, вчера и ныне прядет не/вм..рущий мотив. (Е.гуцало.) Ставни б..резы край дороги оба/бич стали в два ряда. (М. рыльский.)

II. Подготовка к восприятию нового материала.

*Прочитать. Указать прилагательные высшего и наивысшего степеней сравнения. Что означают высший и наивысший степени сравнения прилагательных?

Кто из нас был добрый, добрее еще будет. (В.самойленко.) Крепкий человек крепче кремень, а слабый слабее мушку. Труд - не просто определенный, а самый верный клад. Цветки колючие - живучие. (Нар.творч.) Я наиболее всех горячий и натуру имею оживленную. (В.самойленко.)

*Прочитать представлены в трех колонках народные пословицы, указать в каждом наречия. В пословицах которой из колонок наречия указывают, что признак действия или признак другого признака выражено в большей и большей степени?

 

Горько Прасковье на чужой ласке.

 

Там хорошо, где нас нет.

 

 

Залез кот на сало и кричит: “Мало!

 

 

Не гляди высоко, потому запорошиш глаз.

 

Чужая хата хуже палача.

Лучше свои латы, чем чужие одежды.

 

Дожился: штаны одни, а рубашек еще меньше.

 

 

Раз на веку случилось июнкоторую залезть на морковь, он и говорит: “Явыше всех!”

Потайного собаки найгірш надо бояться.

 

В гостях хорошо, а домалучше.

Дерево с глубокими корнямименьше боится ветра.

 

 

Пустой колосок торчитвысоко.

 

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

ИV. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.Обработка таблицы “Созидание степеней сравнения наречий” (с.75).

V. Выполнение упражнений на закрепление.

 

* Прочитать. В каждом из предложений указать наречия высшего и наивысшего степеней сравнения.

 

И. Белые волны подымались высоко и снялись от ветра еще выше. (Леся Украинка.)Тяжело утром прокидаться, а еще тяжелее вечера діждаться. Счастье - хорошо, но свобода - лучше. (Нар.творч.) Страшно бессильно-малым слышать себя перед смертью, но страшнее, когда не за что умереть. (Б.олийнык.) Прямого деревья в лесу много, а больше всего кривого. (Нар.творч.)

II. Высоко вознесся орел сизокрилий, все вищета выше к облакам золотых. (В.самойленко.) Скрипит корабль, стонет тяжело, вздрагивает, словно умирает, вверх вздымается тяжело, еще тяжелее удел погружается. (Леся Украинка.) Я рванулся быстрее ветра через луга (Б.олийнык.) Хорошо слышно далеко, а плохо еще дальше. Где не есть хорошо, а дома лучше. Проси не много, а больше, а вот бери, что дают. (Нар.творч.)

 

* Выборочный распределительный диктант.Наречия высшего и наивысшего степеней сравнения выписать в две колонки.

 

Чем больше кошку гладишь, тем она выше горб подымает. Самое сладкое в мире - сон. Раньше встанешь, тем больше дел сделаешь. Голова больше советуется с глазами и ушами. Рыба бежит, где глубже, а человек - где лучше. Лучше помочь десятерым, чем у друга попросить. Ту овцу первой стригут, больше мычит. Острый нож скорее отрежет кусок. Окольными путями - дальше, напрямик - ближе.

Народное творчество.

 

* Прочитать предложение.Какими частями речи являются выделенные слова? Свое мнение обосновать. Свыяснить степень сравнения употребленных в предложениях наречий.

 

1. Если бы не зима, то и лето было бы дольше. Если бы не зима, лето продолжалось дольше.

2. Дождливое лето хуже осени. Дождливое лето бывает хуже осени.

3. Высокое дерево ветер сломает в первую очередь. Хозяйственное глаз лучше любого лекарства.

 

* Предупредительный диктант.Наречия подчеркнуть, определить степень сравнения каждого, выделить суффиксы.

 

И. Богдан грізніше грома упал на захватнические полки. (И.драч.) И хочется скорее, чтобы луч окрасился. (В.самойленко.) Колотится сердце все гучніш, гічніш. (О.Башкирова.) Кажется, на свете милее нет, чем наш дворя, старая яворина. (А. малышко.) Только есть еще выше чудо, мята пахнет более правдиво. (П. тычина.) Больше всего я ценил хлеб в жизни. (М.Сіренко.) Привезите же мне книг можно быстрее! (И. Нечуй-Левицкий.)

II. Что является братства достойнее на этой крутоплечій планете? (И.драч.) Что тепліш, как птички перце? Выше кто от солнца греет? Ах, тепліш - это человеческое сердце... Что стройнее от тополя? Что есть глубже океана? Что нежнее от настурции, что на ней горят румяна? А стрункіш - законы творческие. А ніжніш - душа человека. (П. тычина.) Ты себя больше всего береги без впину; и отдай имущество и женщину, себя за Украину. (И.франко.) Сильнее любовь злоба горит. Сильнее за красоту поражает бридь. Но жизнь произрастает лишь из любви, только красота людей учит жить! (Д.павлычко.) Я в чоловіці люблю, что чоловічне наиболее. (И.франко.) Всех слушай, и на свой ум надейся больше. (Нар.творч.)

III. А время летит все быстрее. (В. сосюра.) Берите глубже, будьте выше! (И.драч.) Что есть блаженніш быть? (М.Ткач.) После борвію легче дышать. (М.старицкий.) Часто говорят: “Ясные зори - то лучше в целом мире”. (Леся Украинка.) Но из раскрепощенных тайн полет человека - выше птиц. (А. малышко.) Мое зрение летает, словно гордая птица, и опускается все ниже и ниже. (Д.павлычко.) Больше всего я люблю вас, самые верные друзья. (Швец.)

 

* Прочитать. Указать наречия высшего и наивысшего степеней, образованные от наречий с другим корнем. Назвать эти наречия. Назвать наречия, при творимые степенив порявняння которых происходит чередование согласных.

 

И. В седое окно посмотрю, утро проявит стекло. Всем нам бывает плохо, хуже бы только не было. (И.белый.)Лучше честно жить час, чем целый день в скверне. (Г.Сковорода.) А что есть хуже неволи, когда вокруг мир широкий... (И.белый.) Чем ближе видны скалы Альбиона, тем дальше Атлантический океан. (Л.Дмитерко.) Весна все больше расправляет крылья. (В.самойленко.) Трава вырастет прежде всего там, где уже росла. Хозяйственный уход - всего дороже. (Нар.творч.)

II. Лучше давать, как просить. С высокого коня почетнее, но хуже падать. Чем больше дыма, тем меньше тепла. Песню спою себе веселенько, станет легче, станет лучше, не болит сердечко.

Народное творчество.

VИ. Изучение нового материала.

 

* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (с. 76).

 

VII. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

 

* От представленных наречий образовать простую и составную формы высшего степени сравнения.При творении которых наречий выпали суффиксы-к-, -ок-, -ек-? При творении которых произошли изменения согласных?

 

Широко, легко, тяжело, низко, дорого.

 

* Переписать, от представленных в скобках слов образуя наречия высокой степени сравнения.

 

И. Вейся, голубчик, (высоко) лети! (А. малышко.) Рассвета (широко) размыкает ресницы. (Н.стельмах.) Лес еще (около) подошел к двор. (Н.стельмах.) Два дуба вигнались (высоко) за липы среди самой аллее. (И. Нечуй-Левицкий.) Все темная ночь (густо) налегать на землю начала. (М. рыльский.) Того года, как на зло, навалил сніжище. Декуди по окна упал, декуди еще (высоко). (Д.павлычко.) Плескались волны, будто борзые, становилось (трудно) веслами грести. (А.омельченко.) Гвоздь вытащить (трудно), чем забить. Покинут (трудно), (легко) полюбить. (Д.павлычко.) Сердца купина неопалимая все горит с каждым днем (щедро). (Е.гуцало.)

II. Под большим деревом и гриб (просторно). В чистом доме - (свежо), из чистой посуды - (вкусно). Что (быстро) поймаешь волка, то (мало) бедствия он нанесет. Спустя (просто) знать, как надо было начинать. Не судись, ибо выстрел (дорого) обойдется за сапог. (Сильно) зверя от кошки нет для мышки. Слово бывает (дорого) от золота. (Легко) говорить, чем сделать.

Народное творчество.

 

* От представленных наречий образовать простую и составную формы превосходной степени сравнения. Два-три образованных наречия ввести в самостоятельно составленных предложений.

 

Образец. Рьяно - рьяно, наиболее (наименее) рьяно.

 

Гордо, удобно, толсто, привлекательно, высоко.

 

* Переписать пословицуя, от представленных в скобках слов образуя наречия в превосходной степени.

 

Первые шаги даются (тяжело). Хорошему научиться (трудно). Свой хлеб кормит (наверное). (Быстро) слеза высыхает. Свой пес (болезненный) кусает. У голоты (много) работы. (Легко) бить того, кто не боролась против. Петр юдин тел. (много) щепы делает.

Народное творчество.

* Объяснительный диктант.Определить степени сравнения наречий.

 

И. Везде хорошо, а дома лучше, говорят, стократ. (І.Гнатюк.) Что я увидел первое в мире, ступив на крыльцо в доме? Степи, вплоть до самого моря, разлитые. (М.Нагнибіда.) Род наш - из корня ивы. Не ищи древнее знати! На фамильном гербе мы карбуєм вечное: “Мать!” (Б.олийнык.) Даже умыться слезами тоже лучше у мамы. (М.Людкевич.) Всего же славные мы трудами, которые очень похожи на бои. Больше всего славные мы боями, на труд похожими. (М. рыльский.) А давай петь про нашу Наталку Полтавку! Эту песню мой папа больше всего любил петь. (С.Литвин.) Девушку красивую парень полюбил; дороже от нее в мире не имел. (М.Вороний.)

II. И очень хочется мне, чтобы сад наш вечно цвел и пело в нашей стороне больше соловел. (Швец.) И все же больше всего манит мою душу над Тисой цветения абрикос. (Л.Дмитерко.) С природой лучше взаимно, следует за любовь платить ей любовью. (Е.гуцало.) Завидую я пчеле больше всего в мире. (П.Воронько.) Душа все чаще вздыхает: “Боже...” Чего она плачет? Что ее тревожит? (Н.литвин.)Страшнее смерти, как нет где умереть, когда для всех одинаково ты свой, чужим для всех оставаясь однако. (Б.олийнык.) Всегда величественнее путь на Голгофу, чем триумфальный ход. (Леся Украинка.) Это страшно, как человека распинают, не йнявши веры ей, что Бог она... А еще страшнее, как снимают ката с назовет справедливой позора. (Д.павлычко.)

 

Словарь. Голгофа - гора близ Иерусалима, на которой распялиято Иисуса Христа.

 

* Диктант с комментированием.По схеме, представленной на с. 77 учебника, разобрать как части речи два-три указанных учителем наречия.

 

И. Эй, скорее, конь-друг, что-то мне на сердце тоскливо. Оглянись назад пристальнее, мы уже проехали больше, чем полишилось нам дорог. И что короче, лошади, нам дорога, то все круче судят каждый шаг... (Б.олийнык.) Как придет осень, то больше всего слов о наших украинских журавлей. (С.Шевченко.) Все менее и менее пала душа огнем. (М.старицкий.) И я слышу тихие вещи и громче играю. (П.кулиш.) Дальше и дальше тонет голос молодой. (В. сосюра.) Уже ночью блякліше сияют звезды. Тот круг, что окружает меня, за вселенную шире иногда кажется. (П.Воронько.) Я песней в небо полыни, чтобы стать еще сильнее земным. В безоблачный небосклон все выше, выше солнце, словно золотой еж, засапано ползет. (В. сосюра.) Эй, цимбалы! Быстрее! Шпарче! Голосніш, музыки!!! (Леся Украинка.) “Быстрее, выше, сильнее!1” - такие три слова вырезаны на каждой олимпийской медали. (Из газ.) Трижды пришито держится надежнее. Кончайте обедать, когда становится вкуснее. (Нар.творч.)

II. Я тяжело пою, а еще тяжелее пишу. (Д.павлычко.) Я знаю силу слова, оно гостріш штыка и скорее даже пули, не только самолета. (В. сосюра.) Берег исчез в тумане сизім, шире моря стало стекло. Здесь же стонут грозные волны и растут выше и выше... (М.старицкий.) Лучше всего для русалки сидеть край рыбаки, глядеть бедняга от сома и от рака. (Леся Украинка.) Берег, подсолнухи, рига... Быстрее, быстрее, ноги юные! Тикать! Бежать! Быстрее! И он бежит, аж ветер свищет. (М. рыльский.) А лингвист, как имеет разум он и талант, глубокое смотрит в народнії сердца и думы благородные, веков минувших черный дым пронзает яркое, в будущее смотрит бескрайнее. (М. рыльский.)

 

Словарь. Лингвист - языковед.

 

* Переписать пословицуя, на месте точек вставляя наречия в форме высшего или высшего степеней сравнения.

Бесчестие ... смерти. ... себя не вырастешь. Трутням праздники ... брата. Тупой серп руку врежет ... острого. В дерево с плодами ... бросают камни. ... свой гость, чем чужих шесть. Долг чем ... лежит, тем ... растет. Высокий стул переворачивается ... . ... дома косой косить, чем в армии ранец носить. Кто больше знает, тот ... спрашивает.

Справка. Хуже. Выше. Роднее. Хуже. Чаще всего. Лучше. Дольше, больше. Чаще всего. Лучше. Больше всего.

* Прочитать фразеологизмы. Два-три из них ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).

Со стороны виднее. Хуже не бывает. Все (все), тем лучше. Тише воды, ниже травы. Проще простого. Дешевле дыры с бублика. Дальше некуда (от соблазна). Выше леса, ниже облака. Свободнее (свободно) вздохнуть. Лучше теперь, как в четверг. Тише (тише, осторожнее) на поворотах!

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание. Упражнение 211.