Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 36

Тема: Наречие:общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Цель: дать понятие о наречие как часть речи, формировать умение распознавать наречия в предложениях, определять их общее значение и грамматические признаки, правильно использовать наречия в речи; воспитывать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям; развивать внимание, логическое мышление, память.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, орфографический словарь.

 

Ход урока

 

И. Подготовка к восприятию нового материала.

* Работа у доски.Записать предложения, указать в них слова, обозначающие признак действия, признак другого признака. Поставить к этим словам вопросы.

 

И. Шуба греет человека зимой, а труд - постоянно. Зоравши неліниво, заживеш счастливо. Талан - не птица, прилетает неожиданно. Трудящийся копейка кормит вовек.

II. Лентяй лето проспал, а осенью хлебавши поймал. Хлебороб надеется ежегодно, а рыбалка каждый день. На рассвете встанешь, тем больше дел сделаешь. Как плохо сшил, то хоть красиво достань.

Народное творчество.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (с. 68) и таблицы “Наречие как часть речи” (с. 69).

ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

 

* Выборочный диктант. Выписать наречия, поставить к каждому вопросу, свыяснить его принадлежность к определенному разряду по значению.

 

Зимой жди, надейся на лето, сын мой. (Е.гуцало.) Неси в душе наготове маменькин мудрый завет! (М.Нагнибіда.) Вообще, у нас говорят - как ходят: прямо, повноросто, напрямик (Б.олийнык.) У каждого человека душа счастливо и гордо панаса. (О.Довгий.) И тут неожиданно я возбудился. (П. тычина.) Вверху на белых поплавках застыли солнечные облака. (Д.Луценко.) Восходит солнце стороной и навстречу нам идет. (Н.стельмах.) Черное хмарище движется медленно. (М.старицкий.) Пусть ураган впокорить все вокруг, но не мое сердце молодое! (М.Гриценко.) Отряд, навксач лети! (А. малышко.) Прошли рассвете какое-то село. За выгоном котило поле вдали. (Б.олийнык.) Вновь заря рассвета стерла сон крылом, щебечет воробей серебряно за окном. (В. сосюра.) Сидит просмолена ворона в берете солнца набекрень. (Л.Костенко.) И лобода издавна для синиц заранее к зиме готовит семья. (М.Самійленко.)Наверное, знічевя вчера и сегодня зовут и манят людей верховины. (П.Воронько.)

 

* Объяснительный диктант.Определить наречия, свыяснить принадлежность к определенному разряду по значению и синтаксической роли каждого.

 

Любой пожизненно, злагодо, между нами! (М.Самійленко.) Ведь когда постоянно драться, то сердце может озлобиться. (М.Вороний.) Любовь и надежду соедини воедино. Чего же тебе надо, смешная ты человек? (А. малышко.) Неутомимая мысль вырастает ввысь и вдаль, вглубь и вширь. (М. рыльский.) А песня играть разбивала вдребезги. (Л.Костенко.) Счастье и боль соединяешь воедино. Почему не опустишь слова в разговор? Она была бы живее вдвойне. (А. малышко.) Конечно, я еще мог свести парітю вничью (Е.гуцало.) Вы улыбнулись яснозоряно, и я склонился порабощен. (М.Вороний.)

 

* Диктант с комментированием. Определить синтаксическую роль наречий.

 

Вокруг камыш, кусты, гудят над лозами хрущи. (М.Сіренко.) Мы все предстаем из корней вишни и ив украинские испокон веков. (М.Самійленко.) И снова завихрилось в'южно и снежно. (Л.Первомайський.) Приятно сердечные и зрения в течении лучей и тепла. (О.Довгий.) Но духа, духа тесно на земле малой! (Александр Олесь.) Хорошо, что сердце не знает заблуждения. Хорошо, что наши дороги кипучие. (А. малышко.)

V. Изучение нового материала.

* Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 72).

VИ. Выполнение упражнений на закрепление.

* Работа у доски.Записать предложения, подчеркнуть в каждом члены предложения. Назвать предложения простые и сложные. Какими членами предложения выступают наречия?

 

И. Хорошо реке с притоками. С песней каждому легко. Лучше определенное ремесло, чем безграничное поле. На старом кострище легко разводить огонь. Острый чем быстрее отрежет кусок. Учиться никогда не поздно. Трудно найти иголку в стоге сена. Хорошо со всех сторон глаза иметь (с чужой пряжи кнуты плести). От работы тяжело, а без работы тяжело. Плохо жить беззаботной и бессловесному.

Народное творчество.

II. Од человеческой искренности и свободы нам так в сердце радостно было! (О.Довгий.) Как светло вокруг! Как думам широко! Как зрения вольготно, надежно чутьем! (Н.стельмах.) Імлисто и душно в маленьком зале. (М. бажан.) Душно от солнца, словно в печи! (П. тычина.) Нас манят цвета живые, как испокон веков повелось. (Л.Дмитерко.) Словно за спиной у меня крылья, так легко и радостно мне. Как свежо и радостно, как молодо кругом! (В. сосюра.)

 

*Переписать, вставляя на месте точек пропущенные буквы и снимая черту. При необходимости обратиться к орфографического словаря. Наречия подчеркнуть.

 

И. Душу свободную, молодую я на/бесполезное не ро..ресницу, я на встречу солнцу иду! (М.Вороний.) Любите Украину во сне и на яву, в..шневу свою Украину. (В. сосюра.) В..ртався я до дома босо/чем. (Д.павлычко.) В разные стороны или на/встріч прямую..мо? (М.Самійленко.) Мужество не даєт..ся на/прокат. (Л.Костенко.) Все знали в кузнице кузнеца, потому доносился гук с/близи, с/даля. Автострада проходила с/лева и с права. Автострада вдоль, а ты - в/сер..дыни. (А. малышко.) Как-то с/н..нацька вискнули шасси. Кібермашини были забиты формулами в/щерть. (Б.олийнык.)

II. Голубь и голубка пол..тилы в/высь, обнялись крыльями, их приветствует высь. (В. сосюра.) Тр..мтливо сияют в небе звезды повсюду, наступила тишина на/вкруги в с..ли. (Д.Луценко.) Румяный цвет зари осыпался по/свободы. (В. сосюра.) Но вновь с/н..нацька гром ударил. Все же..ве замерзло на/нет. (М.старицкий.) Хорошо, как родная..мля под ногами, родительское небо над головой! (А. малышко.)

 

* Работа с учебником. Выполнение упражнения 202 (И).

 

* Переписать, на месте точек вставляя наречия.Свыяснить синтаксическую роль наречий. В каких предложениях наречия употребляются в роли существительных?

 

Лучше утром, чем ничего до вечера. “Завтра” обманчиво, видимо только “...”. “Вчера” не догонишь, а от “...” не убежишь. Одно “...” лучше двух “завтра”.

Народное творчество.

Для справок. Немножко. Вчера. Завтра. Сегодня.

 

VII. Подведение итогов урока.

 

VIII. Домашнее задание. П. 12, упражнение 198.