Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 39

Тема: Способы создания наречий.

Цель: объяснить, какими способами образуются наречия; формировать умения определять способ создания наречий и образовывать наречия; воспитывать уважение к устному народному творчеству как конденсата народной мудрости; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

 

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

*Работа у доски. Выполнение индивидуальных заданий несколькими учениками.

 

Карточка 1

 

Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Наречия подчеркнуть, определить степень сравнения каждого. Выделенные слова разобрать по строению.

 

Когда бы скорее, парень, те мечты твои сбылись... (Леся Украинка.) Надо все сделать, надо успеют больше. (П.Усенко.) А что страшнее от души немой? (Л.Дмитерко.) Не пеняй на тьму злобно, а лучше зажги свечу! (Д.павлычко.) Так выше же, клены, поднимайте виты, ярче глаз сияйте, небеса! (В. сосюра.)

Карточка 2

 

Переписать, подчеркнуть наречия, определить степень сравнения каждого. В первом предложении подчеркнуть все члены предложения.

 

И перед западом еще сильнее греет солнце и целует даль степей еще гарячее оно. (В. сосюра.) Мне лучше с тобой брести лесами навскидку. (Н.стельмах.) А что когда то свет мгновенно погаснет, как метеор, и темнота чернее, страшнее покажется, чем была раньше? (Леся Украинка.)

 

Карточка 3

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Наречия подчеркнуть, определить степень сравнения каждого.

 

В соке..дер..во ловит больше ветра. Три месяца ухаживать за дер..вом труднее, чем один день зб..рати плоды. Самые сладкие гроздья..сять наивысшее. Добрая роса лучше гн..лого дождя. Чем выше свет стоит, тем дальше его видно.

Народное творчество.

Карточка 4

 

Переписать, подчеркнуть наречия как члены предложения. Определить степени сравнения наречий, выделить в наречиях суффиксы. Указать антонимы.

Чем больше спишь, тем меньше живешь. Чем выше взлетишь, тем ниже упадешь. Легче упасть, труднее встать. Лучше в малом удача, чем в большом неудача. Больше знать значит меньше спать. Орел летит высоко, а хрен растет глубокое.

Народное творчество.

* Объяснительный диктант.Указать наречия, определить степень сравнения каждого. Рассказать о создание степеней сравнения наречий.

И. Прицелиться проще, чем попасть. Больше всего подгоняют коня, который лучше тянет. Мнением достанешь дальше, чем глазами, а вынесешь больше, чем плечами. В малом горшке быстрее сваришь. Что не гнется, то ломается. Осенью ночуй по эту сторону реки, а весной перебирайся поскорее.

Народное творчество.

II. Своя печка лучше греет. Когда собака научится кушать виноград, ее прокормить легче. Каждый кузнец хвалит прежде всего свои изделия. Там хорошая дорога, где больше всего ездят. Путники зачастую забывают зонтик и правду. Полпуда карпов ценнее пуда надежд.

Народное творчество.

III. И почему так получается, друзья мои, что легче всего поссориться с тем, кого больше всего любишь? Проще всего обидеться на того, кто ближайший тебе, дорогой. Легко сказать необдуманное слово, совершить неосторожный поступок. Чужому человеку все простишь, ей простить легче, а своя - словно ножом по сердцу різоне. И порой из-за такой мелочи поссоришься, что позже только диву даешься. Может, потому что к родному человеку ближе сердцем обращен? Поэтому малейшее неосторожное прикосновение больнее всего ранит его?

За А.Дімаровим.

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.Обработка таблицы “Способы создания наречий” (с. 81).

ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

 

* Выборочный диктант.Выписать наречия, свыяснить способ создания каждого.

 

И. Когда будешь честно трудиться, будешь весело смотреть. Кто не учился, тот вовек в сумерках. Давно реки вверх не плывут. Как на целину наскоком, она к тебе боком. Напоследок все мудрішають. Сделал наспех, как насмешку. Наскоро делать - чертям угождать. Вслед за застольем идет голодание. Они как свинья с пастухом - запанибрата. Думай вечером, а начинай на рассвете. Заранее спитайся, а потом уже ругайся. Вы втроем, и испугались волка, а мы всемером, и убегали от совы.

II. Наедине с кашей воюет. Кругом чужое, а внутри не наше. Из помощников один пес, да и тот наполовину продан. Беззубая собака громко лает. Готово, но бестолково. Сделал курам насмех. Мигом выкинул, и на гумно спаскудив. Силой любовь не найдешь. Не верь безгранично никому, ибо останешься голым. Ни взад, ни вперед, остается посреди. День хвалят вечером, а вечер - утром. Тем рак страшен, что сзади глаза. Как хочешь здоровя, не ешь слишком, а хочешь уважения, не говори слишком много.

Народное творчество.

 

* Словарный диктант.. Определить способ создания каждого из наречий.

 

Сторонам, неискренне, слишком много, в одиночку, вкусно, всласть, смачнесенько, вперемешку, трижды, заново, вскользь, вволю, по-нашему, исподтишка, начеку, навколінці, навзничь, натощак, накрест, вобидвіруч, наперегонки, рано утром, невдомек.

 

* Переписать, на месте точек вставляя пропущенные наречия. Определить способ создания каждого.

 

Кто двух лодок держится, будет плыть ... . Кто петь не умеет, того ... слышать. Кто очень спешит, тот ... отдыхает. Кто шапку носит, тот хозяином не станет. Кто на чужом возу едет, назад ... пойдет.

Народное творчество.

Для справок. Посредине. Хорошо. Дважды. Набекрень. Пешком.

 

* Предупредительный диктант.Подчеркнуть наречия, определить способ создания каждого.

 

И. Березово кипит вокруг метель. (И.драч.) Cног сечет непрестанно - январь трудится ірзанку. (М.Познанська.) Весной зацвели, засиніли поля. (В. сосюра.) Я тебе удивительно желтый цветок покажу! (Д.павлычко.) Тебя я углядел детства, утром. (А. малышко.) Твою судьбу, моя доченька, в позапрошлом знала. (Т.Шевченко.) Я все увидел простовіч. (М.Руденко.) И в поле умышленно все туманы нависли? (П.Усенко.) И тяжелая стена нехотя тут завалилась. (П. тычина.) А вечер выплыл звездно, где трактором поорано. (Н.стельмах.) Дорога чавлена сапогами, а дожди ходят босиком. (И.драч.) Жар-птицы мечтаний всего толпились здесь стокрило. (А. малышко.) А птички непрестанно, без спину распевали. (И. Нечуй-Левицкий.) Утка вразвалочку идет, утят своих ведет. (В.Паронова.) Пусть дни кружат голову. (Д.павлычко.)

II. В глаза поет, а за глаза ругает. Здоровый, как веревка в семь раз. Даром и чирей не вцепится. Зимой бойся волка, а летом мухи. Нажитое махом пойдет прахом. Как дома наешься, то и в гостях дадут. Такой бедный, как мак начетверо. Пустая посуда звенит издали. Ива толстая, и изнутри пустая. Животное ряба снаружи, а человек изнутри. Спідтишка икры рвет. Ізнехотя сел волк поросенка. Поневоле старуха клянется, когда врет. Как ни с чем в мельницу, то порожняком домой. Дружба с волком выходит боком.

Народное творчество.

* Диктант с комментированием. Свыяснить способ созидания каждого из наречий. В указанном учителем предложении подчеркнуть члены предложения.

 

И. На жизнь смотрю я радостно и юно. (В. сосюра.) Я от первого вздоха и звука край этот полюбил навсегда. (О.Довгий.) Таким я знал тебя еще змала, высокий город над Днепром. (М. рыльский.) Поэты славили в песнях издавна Украину. (Леся Украинка.) Тревожная песня розкрива уста, когда ее позовешь вдруг и во второй раз. (А. малышко.) Вовек о тебе забыть не должен, потому что в сердце ношу твою душу. (В.самойленко.) Жили мы попліч и боролись. (М. рыльский.) Так дальне несутся над землей облака и тают каждое мгновение. (В. сосюра.) Гром бурчит в сердцах. (І.Жиленко.) Синеет сентябрь в долине, где Збруч збутнявіло течет. (А. малышко.) Мы скоро узнали, что ненастоящая битва страшнее заправской стократ. (Д.павлычко.) И я понял это на самом деле, не вжарт. (Л.Первомайський.) А чел слева и справа, словно река. (А. малышко.)

II. Край родной, мой любимый край, как любил тебя я искренне детства! (М.старицкий.) На этой земле жили испокон веков. (Д.павлычко.) Чем и когда предки провинились? Доле, не бросай на произвол судьбы! (М.Самійленко.) Однако еще ворожая ночь ежеминутно на всех нас ожидает. (Леся Украинка.) Все ждут и смотрят на нас щілиннооко и кособрово. (Д.павлычко.) А вниз никто умышленно не ложится. (И.драч.) Несется мысль мысли вдогонку, неся и радости и горести. (Швец.)

III. Вітриська неугомонные спозарану поют тонко, словно сверчки. (І.Доценко.) И будет снова теплый ветер дубами сповага шуметь. (А. малышко.) Ступа сутулый вечер босиком. (Е.гуцало.) Направо - облака к морю текут, налево - дожди полмира секут. (А. малышко.) Рассыпал месяц свет доокруж, лишь светят звезды лепестками роз. (М.Ткач.) Синие кроны дубов разбухали все. (А. малышко.) Наш поэт, как тот стрелок, в лес подался напрямик. (М.Вороний.) На рассвете еще лисята глазами светят по путям. (М.Самійленко.) Вокруг все покоится, а песня не хочет спочить. (В. сосюра.) Осень, дождь... туманы ходят боком. (В.Базилевський.)

 

* Переписать, от представленных в скобках слов образуя наречия.Определить способ создания каждого. Вставить пропущенные буквы.

Так (пр..вітний) и так (мил) листья с ветром говорило. И клич журавлей кр..шталевий (прощальный) мне одбр..нов. И с..мовеє солнце (в..сняний) улыбается с неба мне. (В. сосюра.) (Встреча, на) нам твердый вітрюга. (П. тычина.) (Левая рука) месяц сплел м..режку и зам..ругает ней тропу. (Двор, на) вечер наступает. (Александр Олесь.)

* Прочитать фразеологизмы. Объяснить значение каждого из них. Указать во фразеологизмах наречия, определить способ создания каждого.

Взять голыми руками. Блуждать впотьмах. Издалека заходить. Гульма гулять. Выгнать взашей. Драть втридорога. Оптом и в розницу. Аж волосы дыбом (дыба, дыбом) стало. С ветром навзводи. Держаться в стороне.

 

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание. Упражнения 223, 227.