I СЕМЕСТР
УРОК 31
Тема. Обычаи народа. Разучивание наизусть колядок. Признаки хорошего высказывания (темп речи, чёткость дикции)
Цель: ознакомить учащихся с новогодними колядками, щедривками, посевалками; учить правильной, чёткой декламации; углубить знания о народных традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к народным обычаям.
Оборудование: таблицы с изображением народных новогодних праздников; аудиозаписи музыкальных колядок-песен.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа
— Какой главный зимний праздник мы скоро будем отмечать?
— Как в ваших семьях празднуют Новый год?
— Это ваши семейные традиции. А какие народные традиции празднования Нового года вам известны?
— Слышали ли вы о празднике Рождества?
III. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
— Славянские народы издавна празднуют Новый год и Рождество, сохраняя традиции своих предков.
Накануне праздников (перед Рождеством — это Святой вечер, Щедрый вечер) и в городах, и в селах по домам и хатам ходят колядники, щедруют и колядуют, исполняя специальные песни — колядки, щедривки, посевалки. Они посевают дома хозяев зерном, крупой и желают им хорошего, щедрого на урожай и здоровье Нового года.
Слова «коляда» и «колядники» на многих языках означают одно и то же: «песня и дар», «праздник и дар».
Колядники посевают и просят у хозяев гостинцы. По народным традициям, отказывать им непозволительно — «счастья в доме не будет».
2. Слушание и разучивание колядок, посевалок со слов учителя
• Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
• Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
• Коляда-коляда
У нас нынче беда?
Обошли мы целый свет —
Ни конфет, ни денег нет!
Вы нас пожалейте,
Киселика налейте!
• Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
• Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
• Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте хозяева сундучки
Вынимайте пятачки!
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Повторение колядок и декламация их учащимися наизусть.
Вербальное оценивание учащихся по темпу речи, чёткости дикции.
IV. Итог урока
— Что мы сегодня узнали нового и о каком народном обычае?
— Что означает слово «колядка»?
— С чем поздравляют колядники хозяев? Как они это делают?
— Как нужно произносить или петь колядки? (Громко, чётко, в хорошем темпе)