I СЕМЕСТР
УРОК 30
Тема. Времена года. Зима. Чтение наизусть стихотворений о зиме. Регулирование силы голоса, темпа речи
Цель: учить учащихся правильной декламации при чтении стихотворений наизусть, умению регулировать силу голоса, темп речи на основе заранее выученных стихотворений о зиме; развивать память, образное мышление, умение правильно произносить слова, делать логические и смысловые ударения в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: аудиозаписи пьес из альбома П. И. Чайковского «Времена года».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
— Какое сейчас время года? (Зима)
— А какие ещё времена года вы знаете? Назовите их в том порядке, в котором они наступают одно за другим, начиная с зимы.
2. Слушание отрывка из альбома п. и. Чайковского «Времена года»
Учащиеся, слушая пьесу, определяют, какое время года изображает в ней П. И. Чайковский.
3. работа с загадками
Учитель. Отгадайте, о каком зимнем месяце идёт речь в этом стихотворении?
• Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц промелькнёт,—
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
— Как вы догадались, что это декабрь?
— Какой зимний месяц «спрятался» в этой загадке?
• Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица. (Январь)
III. Физкультминутка (по выбору учителя)
IV. Работа по теме урока
1. Чтение учащимися стихотворений о зиме, подготовленных дома
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Н. Некрасов
БЕРЁЗА
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
A. Фет
БАХРОМА
На сосне и на берёзе
Бахрома —
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на берёзе
И сосне.
B. Орлов
2. Регулирование силы голоса, темпа речи, выразительности речи учителем
V. Итог урока
— О каких временах года мы сегодня говорили?
— Какое время года у нас сейчас? Опишите его своими словами.
— Стихотворения каких поэтов сегодня звучали?
— Как нужно декламировать стихотворение?