Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Механизмы взаимопонимания, роль
этики в их применении
Стремление к взаимопониманию - это
этическая проблема. Использование же его механизмов, их поиск, отбор и изменение - это
проявление морали в реальности, показания нравственности человека.
Среди механизмов взаимопонимания
выделяют идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (в социальной
психологии - механизм осознания индивидом или группой того, как их на самом деле
воспринимают и оценивают другие индивиды или группы).
Например, общаясь, взаимодействуют
двое активных людей. Итак, уподобляя себя с другим, человек пытается достичь
взаимопонимании. При этом наблюдается как бы углубление, перенос
себя в другого человека, что помогает определенному осознанию ее личностных смыслов.
Чтобы достичь во время общения
взаимопонимание, необходимо учитывать не только потребности, интересы, установки
другого, но и думать о том, как он относится к вашим потребностей, интересов,
установок, какими он видит ваши индивидуальные особенности, как интерпретирует ваши
эмоциональные реакции и мысли. Другими словами, рефлексия в процессе взаимопонимания -
это удвоенное, зеркальное взаємовідбиття субъектами общения друг друга.
Идентификация как механизм несколько похожа на эмпатию - так называемое аффективное
“понимание”, что сводится к проникновению в переживания другого человека.
Различают три составляющие эмпатии: эмоциональной, основанной на механизме
подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную, которая
базируется на интеллектуальных процессах; прогностическую, что проявляется как
способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
Идентификации и эмпатии присуще
умение поставить себя на место другого. При идентификации люди строят свою
поведение согласно позиции партнера. В случае эмпатии один человек
пытаться понять другого, принять во внимание позицию собеседника, посочувствовать
ему, но будет действовать согласно своих представлений [6, с. 128-135].
Как механизм взаимопонимания
рассматривают также принятие ролей (почти то же, что рефлексия и
децентрализация). Под децентрализацией понимается изменение позиций субъекта
в результате сравнения и интеграции ее с позициями, отличными от
собственной.
Ученые делали попытки описать
механизмы достижения взаимопонимания через определенные приемы. В их основу было
возложено формирование нового общего языка, попытки уступить партнеру и
диалог независимых. Общий язык - это самый распространенный прием, в частности, для
создание новой группы или семьи. Речь, которую конструируют двое, способствует их
объединению и проявления самосознания. Чтобы сформировать общий язык, достичь
взаимопонимания в значимых позициях, важно уметь гибко менять свое мнение,
быть разным - настойчивым и любящим, веселым и серьезным. Чтобы при этом скорее
понять другого, иногда стоит воспроизводить его поведение, слова, интонации,
жесты и т.д. Это является свидетельством того, что человека слышат, относятся к ней внимательно и
серьезно. Это помогает уподобиться другому. Если же по определенным причинам творчество в
выработке общего языка отсутствует, применяются другие приемы взаимопонимание
- попытки уступить другому и диалог независимых. Реализация стратегии
“уступить другому” предусматривает, что тот, кто становится на этот путь, готов
отказаться от каких-то своих интересов, привычек ради общей цели.
В тех случаях, когда люди не могут
выработать общий язык или отказаться от индивидуальности и привычек, они,
уступая другому, могут говорить на своем языке и понимать при этом язык
другое. Когда прием “диалог независимых” с целью взаимопонимания используют
люди, между которыми есть эмпатия, то они расширяют свои горизонты, и каждый становится
духовно богаче. Если диалог независимых возникает между людьми, которые не воспринимают
друг друга, они не могут достичь взаимопонимания.
Конечно, достичь взаимопонимания с
коллегами, руководством и подчиненными, даже с близкими людьми в
гуманистической этики не очень легко. Поэтому человек, который не теряет надежды на взаимопонимание
и настойчиво ищет различные способы и средства общения, имеет достаточно высокий
уровень нравственной культуры.
Висновки
• Каждый участник делового взаимодействия
предстает как личность, которая надеется, что ее выслушают, поймут, включат
ее позицию.
• Характер межличностных взаимоотношений,
что проявляется в деловом общении, во взаимодействии, должно стимулировать людей к
совместной работы и достижения взаимопонимания.
• Общение в сложившейся группе,
которая овладела совместной деятельностью, способствует тому, что члены группы позитивно воспринимают
позиции, которые отличаются от собственных, а это способствует самореализации и
самовыражению каждого.
• Продуманный подбор средств и
механизмов влияния является важной составляющей культуры общения.
• Взаимопонимание - это такое
расшифровка партнерами сообщений и действий друг друга, которое соответствует их
значению с точки зрения их авторов.
• На пути к взаимопониманию есть
много барьеров. их надо вовремя распознавать, предупреждать и преодолевать.
• Взаимопонимание достигается за
посредством механизмов идентификации, рефлексии и нахождением общего языка, попыткой
уступать друг другу, признанием независимости другого.
• Стремление к взаимопониманию
свидетельствует о нравственной культуре субъектов общения.
Список использованной и
рекомендуемой литературы
1. Андреева Г. М. Социальная
психология. - М., 1988.
2. Атватер И. Я Вас слушаю (советы
руководителю, как правильно слушать собеседника): Сокр. пер. с англ. - М.,
1989.
3. Герменевтика. История и
современность. - М., 1985.
4. Головаха Е. И., Панина Н. В.
Психология человеческого взаимопонимания.- К., 1989.
5. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и
психическое развитие личности / Под ред. Л. М.
Проколіенко.- К., 1989.
6. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Он, Я: Психология
значимых отношений. - М., 1989.
7. Линчевский Э. Э. Психологические
аспекты взаимопонимания. - Л., 1982.
8. Монтень М. Опыты. Книга первая и
вторая. - М., 1979.
9. Обозов Н. Н., Щекин Г. В.
Психология работы с людьми.- 4-е изд. - К., 1998.
10. Психология и этика делового
общения: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.
11. Юсупов И. М. Психология
взаимопонимания. - Казань, 1991.