Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Механизмы взаимопонимания, роль этики в их применении

 

Стремление к взаимопониманию - это этическая проблема. Использование же его механизмов, их поиск, отбор и изменение - это проявление морали в реальности, показания нравственности человека.

Среди механизмов взаимопонимания выделяют идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (в социальной психологии - механизм осознания индивидом или группой того, как их на самом деле воспринимают и оценивают другие индивиды или группы).

Например, общаясь, взаимодействуют двое активных людей. Итак, уподобляя себя с другим, человек пытается достичь взаимопонимании. При этом наблюдается как бы углубление, перенос себя в другого человека, что помогает определенному осознанию ее личностных смыслов.

Чтобы достичь во время общения взаимопонимание, необходимо учитывать не только потребности, интересы, установки другого, но и думать о том, как он относится к вашим потребностей, интересов, установок, какими он видит ваши индивидуальные особенности, как интерпретирует ваши эмоциональные реакции и мысли. Другими словами, рефлексия в процессе взаимопонимания - это удвоенное, зеркальное взаємовідбиття субъектами общения друг друга. Идентификация как механизм несколько похожа на эмпатию - так называемое аффективное “понимание”, что сводится к проникновению в переживания другого человека. Различают три составляющие эмпатии: эмоциональной, основанной на механизме подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную, которая базируется на интеллектуальных процессах; прогностическую, что проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Идентификации и эмпатии присуще умение поставить себя на место другого. При идентификации люди строят свою поведение согласно позиции партнера. В случае эмпатии один человек пытаться понять другого, принять во внимание позицию собеседника, посочувствовать ему, но будет действовать согласно своих представлений [6, с. 128-135].

Как механизм взаимопонимания рассматривают также принятие ролей (почти то же, что рефлексия и децентрализация). Под децентрализацией понимается изменение позиций субъекта в результате сравнения и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Ученые делали попытки описать механизмы достижения взаимопонимания через определенные приемы. В их основу было возложено формирование нового общего языка, попытки уступить партнеру и диалог независимых. Общий язык - это самый распространенный прием, в частности, для создание новой группы или семьи. Речь, которую конструируют двое, способствует их объединению и проявления самосознания. Чтобы сформировать общий язык, достичь взаимопонимания в значимых позициях, важно уметь гибко менять свое мнение, быть разным - настойчивым и любящим, веселым и серьезным. Чтобы при этом скорее понять другого, иногда стоит воспроизводить его поведение, слова, интонации, жесты и т.д. Это является свидетельством того, что человека слышат, относятся к ней внимательно и серьезно. Это помогает уподобиться другому. Если же по определенным причинам творчество в выработке общего языка отсутствует, применяются другие приемы взаимопонимание - попытки уступить другому и диалог независимых. Реализация стратегии “уступить другому” предусматривает, что тот, кто становится на этот путь, готов отказаться от каких-то своих интересов, привычек ради общей цели.

В тех случаях, когда люди не могут выработать общий язык или отказаться от индивидуальности и привычек, они, уступая другому, могут говорить на своем языке и понимать при этом язык другое. Когда прием “диалог независимых” с целью взаимопонимания используют люди, между которыми есть эмпатия, то они расширяют свои горизонты, и каждый становится духовно богаче. Если диалог независимых возникает между людьми, которые не воспринимают друг друга, они не могут достичь взаимопонимания.

Конечно, достичь взаимопонимания с коллегами, руководством и подчиненными, даже с близкими людьми в гуманистической этики не очень легко. Поэтому человек, который не теряет надежды на взаимопонимание и настойчиво ищет различные способы и средства общения, имеет достаточно высокий уровень нравственной культуры.

 

Висновки

 

• Каждый участник делового взаимодействия предстает как личность, которая надеется, что ее выслушают, поймут, включат ее позицию.

• Характер межличностных взаимоотношений, что проявляется в деловом общении, во взаимодействии, должно стимулировать людей к совместной работы и достижения взаимопонимания.

• Общение в сложившейся группе, которая овладела совместной деятельностью, способствует тому, что члены группы позитивно воспринимают позиции, которые отличаются от собственных, а это способствует самореализации и самовыражению каждого.

• Продуманный подбор средств и механизмов влияния является важной составляющей культуры общения.

• Взаимопонимание - это такое расшифровка партнерами сообщений и действий друг друга, которое соответствует их значению с точки зрения их авторов.

• На пути к взаимопониманию есть много барьеров. их надо вовремя распознавать, предупреждать и преодолевать.

• Взаимопонимание достигается за посредством механизмов идентификации, рефлексии и нахождением общего языка, попыткой уступать друг другу, признанием независимости другого.

• Стремление к взаимопониманию свидетельствует о нравственной культуре субъектов общения.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988.

2. Атватер И. Я Вас слушаю (советы руководителю, как правильно слушать собеседника): Сокр. пер. с англ. - М., 1989.

3. Герменевтика. История и современность. - М., 1985.

4. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.- К., 1989.

5. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л. М. Проколіенко.- К., 1989.

6. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Он, Я: Психология значимых отношений. - М., 1989.

7. Линчевский Э. Э. Психологические аспекты взаимопонимания. - Л., 1982.

8. Монтень М. Опыты. Книга первая и вторая. - М., 1979.

9. Обозов Н. Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми.- 4-е изд. - К., 1998.

10. Психология и этика делового общения: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.

11. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.