Лекция 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Барьеры на пути к взаимопониманию,
в частности моральные
Барьеры на пути к взаимопониманию
возникают в зависимости от характера коммуникации и индивидуальных особенностей людей, которые общаются. Барьерами могут
быть также особенности различных социальных групп, к которым принадлежат собеседники,
а также их социокультурные различия. Анализируя факт недоразумения, стоит
подумать, какие из них надо обойти и какие внести коррективы в дальнейшее общение.
Еще важнее уметь прогнозировать, предвидеть возникновение возможных барьеров,
строить тактику их предотвращения [7, с. 4].
Как отмечалось, иногда то, что говорит один, не совсем понимает другой, ведь слова (символы) имеют не
одинаковое значение для разных людей. Семантические вариации нередко вызывают
неправильное понимание человеком мыслей другого. Например, руководитель фирмы говорит
подчиненному, чтобы он ему позвонил с объекта, когда у того возникнут
трудности. Но подчиненный не знает, что руководитель имел в виду, говоря о
трудности. Он не хотел выглядеть в глазах руководителя некомпетентным, а потому и не позвонил ему.
Если человеку не дать четкой и полной
информации, то ее действия будут вряд ли такими, как мы хотим. Кроме того, люди,
передавая информацию, могут не только ее терять и искажать, но и
подменять другой информацией. Только если двое людей, которые общаются, вкладывают
у слова одно и то же значение, они смогут поладить. Поэтому желательно
выяснить “что есть что”.
Иногда во время общения почти
нет надежды, что тебя понимают. Это случается тогда, когда у людей отсутствует
обратную связь. Например, менеджер знакомит нового работника с его
функциональными обязанностями. Через некоторое время выясняется, что тот понял их
иначе. К сожалению, это произошло из-за того, что во время общения работник
постеснялся выяснить то, что ему было непонятно, а менеджер не смог
узнать, адекватно было воспринято его информацию. Видимо, менеджер не
смог четко и ясно изложить свои мысли, а потому их не понял работник. Кроме
того, возможно, что новый работник не достаточно внимательно слушал менеджера. Между ними
не было обратной связи.
Одни люди стремятся понять поступки,
высказывания, эмоции партнера по общению, другие - нет. Случается и такое,
что человек одних партнеров понимает, а других - нет (по принципу: кого хочу - того и понимаю). Это происходит потому, что некоторые
люди кажутся
не стоящими ее внимания,
поэтому здесь к мотивационного барьера прилагается также моральный [4, с. 64-67]. Такую
ситуацию иногда можно наблюдать в магазинах, где между покупателями и продавцами
возникают антипатия, недоверие. Чувствуется, что они не понимают друг друга.
Конечно, можно научить продавца вести себя должным образом, культурно. Но можно научить любого человека
любить другую, в частности чтобы продавец любил покупателя? Речь идет о моральных
ценности, характеризующие человека в целом и зависят от ее сущности. О любви
и уважение к человеку свидетельствуют не слова “Чем я могу помочь Вам?”, а внимательное,
терпеливо, искреннее отношение. Ведь покупатель в первом случае поймет, что на него
давят, поэтому у него растет внутреннее сопротивление, а во втором случае он,
даже если и не планировал делать покупку, сделает ее.
Бывает так, что барьером на пути к
взаимопонимание есть волнение, связанное с желанием человека, чтобы ее поняли.
Здесь начинают действовать эмоции. Некоторые из них имеют негативный оттенок, поэтому нередко
влияют на логику изложения, речи, мешают слушать внимательно и другого
понять его. Положительные эмоции также не всегда помогают адекватному
взаимопониманию (например, влюбленным,
которые под влиянием
переживаний употребляют не те слова,
которые бы им хотелось).
Хотя в целом положительные эмоции стимулируют желание понять другого, посочувствовать
ему и помочь.
Иногда возникают интеллектуальные
барьеры (у каждого человека они разные) вследствие особенностей человека в
восприятии, мышлении, памяти.
Обычно люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что они восприняли. Поэтому особенности
восприятие информации могут стать барьерами на пути к взаимопониманию.
Известно, что люди воспринимают информацию выборочно в зависимости от своих потребностей, интересов,
эмоционального состояния и характера ситуации. Жизненный опыт у каждого уникален,
неповторимым. Поэтому даже если человек имеет большое желание быть понятной и
подбирает самые точные слова,
нет гарантии, что
собеседник поймет - пусть он в этом и заинтересован - всю информацию точно
и полностью. Это бывает даже тогда, когда люди находятся в близком контакте. А
и человек, которого не понимают, начинает постепенно отдаляться от партнера, при
этом теряется близость в отношениях.
Процесс понимания зависит также от моральных и психологических установок личности в определенных идей или к тому, кто их передает. Если эти установки
положительные, то процесс восприятия происходит успешно, в противном случае
появляются опять же барьеры. Преодолеть их можно, лишь постепенно меняя
установки. Например, сейчас в Украине много людей скептически и с недоверием
относятся к бизнесменов, предпринимателей. Эти негативные установки плохо влияют
и на результативность восприятия информации, которая поступает от последних. Чтобы
изменить отношение к бизнесу, обеспечить взаимопонимание и бизнесменов
широкой общественности, надо изменить установки и у бизнесменов (они должны исходить из того,
что делают полезную
дело не только для себя, но и для других, для государства вообще), и у населения
(которое должно понять, что без новых подходов к экономике вряд ли можно сдвинуть с места).
Без двустороннего осмысления
информации и ситуации невозможно
ее понять. Здесь, как и
при восприятии языка, важно, чтобы интеллектуальные уровни, виды мышления партнеров
не слишком разнились. Если же с одной стороны находятся собеседники-теоретики,
а с другой - практики,
они не всегда
поладят. Или, скажем, один из партнеров имеет высокий уровень мышления, а
другой - низкий. им редко удается найти такие слова и доказательства, которые были бы
убедительными для обоих.
Подвести людей, которые стремятся к
взаимопонимание, может и память. Никто из нас не может быть уверен в том, что
он всегда хранит в памяти и может воспроизвести всю информацию, поступившую к
него. Люди это знают, однако в конкретных ситуациях им кажется, что память
подводит не их, а партнеров (“я точно помню, что я...”). Поэтому следует, в частности,
в деловых отношениях записывать важную информацию, а то и подписывать
документы, где отмечать основные положения и решения, высказаны мнения.
Сложную проблему составляет
взаимопонимание людей,
которые принадлежат к разным больших и малых
социальных групп. Каждый из нас одновременно является членом различных групп: по возрасту, полу,
профессии, национальности и др. Конечно, в особенностях различных групп
разобраться трудно, еще сложнее все учесть. Однако каждый знает, что разную
психологию имеют, например, старшее и младшее поколение, женщины и мужчины. Так, старшее поколение, конечно, критически
относится к инновациям. Молодежь эмоционально в большей степени готова к переменам, поэтому
всегда стремится к новому.
По-разному ведут себя, общаясь,
мужчины и женщины. Мужчины больше внимания уделяют содержания общения, а женщины
- непосредственно процесса. Мужчины, как правило, слушают внимательно 10-15 секунд, а
потом начинают размышлять над тем, что сами хотят сказать, то есть они
нередко не выслушивая собеседника до конца, не стремятся выяснить,
правильно его поняли. Женщины, в отличие от мужчин, видят в лице
собеседника личность и понимают ее чувства. Мужчины активнее отстаивают
свою позицию, а женщины легче поддаются убеждению и спокойнее воспринимают чужую
мнение. Успех в значительной мере зависит от
уровня культуры общения собеседников, от знания ими психологии
личности, умение учитывать их при подборе средств общения. Этот вывод
касается также общения между людьми разных национальностей. Ориентация на
общечеловеческие моральные ценности, самобытность, уникальность каждого народа способствует установлению
взаимопонимания, гражданского согласия и христианской любви. Еще в XVI ст.
выдающийся французский философ-моралист М. Монтень писал, что разные обычаи народов
бесконечны в своих проявлениях, и везде они имеют обоснование. Неучет
таких обычаев нередко воспринимается как отклонение от ума [8, с. 107-109].
Мы не имеем права изменять обычаи
других народов. их нужно познавать и учитывать с целью достижения
взаимопонимании. Во время беседы американцев или англичан один говорит, а
второй слушает, ведь прерывать не вежливо. Японец слушает более активно, подавая
сигналы о том, что он понимает собеседника, если может, то даже заканчивает за
него фразы. Его “хай” (“да”) означает: “Я вас понимаю”. Иногда те, кто не
знает этой особенности японцев, воспринимают “хай” за согласие и думают, что достигли
успеха в решении деловых вопросов, а потом, к сожалению, глубоко разочаровываются.
Общечеловеческая культура поможет преодолеть барьеры взаимопонимания, связанные
с социокультурными различиями.
Барьеров на пути к согласию,
взаимопонимание между людьми много. их надо вовремя распознавать, предупреждать и
преодолевать. Это то негативное, что снижает эффективность общения и взаимодействия между
людьми. В то же время наука и практика предлагают определенные способы и средства, которые
способствовать успеху в взаимопонимании и взаимодействии.