Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.3. Психология личности

2.3.3 Направленность личности

Деятельность человека всегда обусловлена не одним, а несколькими мотивами. Они могут быть усвідомлюваними и неусвідомлюваними, играть доминирующую и побочную роль.

Система доминирующих мотивов поведения и деятельности определяет направленность личности. Ведущие мотивы подчиняют себе все другие, поэтому мотивационная сфера личности имеет иерархическую структуру. Но на поведение человека влияют и побуждения, что мало осознаются.

Виды направленности.

В зависимости от того, какие мотивы в деятельности и поведении играют доминирующую роль, различают следующие виды направленности:

- личностная направленность. Характеризуется преобладанием в личности мотивов, направленных на обеспечение личного благополучия. Например, успешно закончить вуз, чтобы сделать хорошую карьеру;

- коллективистская направленность. Обусловлена преобладанием мотивов, направленных на обеспечение успеха в совместной работе. Например, попытки одержать командную победу в соревнованиях;

- деловая направленность. Отражает преобладание мотивов, которые порождены деятельностью и ориентированные на нее: интерес к работе, желание овладеть конкретным видом деятельности и т.д.

Направленность в основном определяется осознанными мотивами поведения - целями, интересами, идеалами и убеждениями. Если осознается не только цель, но и возможность ее достижения, то речь идет о перспективе личности. Например, юноша мечтает получить профессию инженера. Тщательно подготовившись к поступлению в вуз, он на первом вступительном экзамене получает высокую оценку. Впоследствии убеждается в обоснованности своих надежд и осознает свое обучение в вузе не только как цель, но и как реальную перспективу.

Неосознаваемые мотивы.

К ним относятся разнообразные побуждения, в которых не осознается причина выбора действия и поступков. При этом человек не может объяснить почему она себя повела так, а не иначе. К неосознаваемых мотивов принадлежат поезд и установка.

Поезд - неосознаваемое, нецілеспрямоване побуждение, выражающееся в чувственном переживании потребности и не вызывает активных действий.

Он является первичным эмоциональным проявлением потребности человека в чем-то. Это побуждение, которое не опосредованное сознательным цілеутворенням. Оно еще не имеет конкретного предметного выражения. Например, человек испытывает влечение к работе. Однако что ей хочется делать, она сначала не осознает.

Установка - неосознаваемая готовность личности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность.

Установки бывают положительные и отрицательные. Например, человеку ее знакомые рассказали про врача - хорошего специалиста, который поставил на ноги многих больных. У нее появляется положительная установка «этот врач является хорошим специалистом» еще до встречи с ним. Если же кого-то на рынке несколько раз обсчитали, обвесили, у него формируется негативная установка - «все продавцы - люди нечестные», хотя на самом деле это далеко не так.

Осознаваемые мотивы. Это мотивы, в которых осознается причина, что является основой выбора действий и поступков человека. К осознаваемых мотивов относятся интересы, убеждения, стремления.

Интерес (лат. interesse - быть внутри) - эмоциональное проявление познавательных потребностей человека, что реализуется в направленности человека на определенные объекты, стремлении глубже и полнее их познать.

Интересы человека не врожденные. Они возникают и развиваются в течение ее жизни. Побуждая личность к деятельности, интерес активизирует ее. Когда человек заинтересован тем, что делает, она работает энергично, живо, творчески, получая удовольствие даже тогда, когда работа сложная и требует значительного напряжения. Субъективно интересы проявляются в положительном отношении к объекту познания. Они очень разнообразны, их классифицируют по содержанию, целью, широтой и устойчивостью.

По содержанию интересы бывают учебными, общественными, научными, читательскими, трудовыми и др. В общем видов интересов существует столько, сколько имеется видов человеческой деятельности.

С целью интересы делятся на непосредственные и опосредованные. Непосредственным является интерес к содержанию определенной деятельности и процесса ее выполнения. Он обусловлен эмоциональной привлекательностью объектов. Опосредованный интерес возникает к результату деятельности, хотя сам процесс не всегда интересует субъекта.

По широте различают интересы широкие и узкие. Широкие интересы проявляются в нескольких сферах деятельности, а узкие сконцентрировано в одной. Широта и узость интересов связаны с их глубиной и этажностью. Чем шире интересы личности, тем они поверховіші. Узость интересов связана с их глубиной. Важной чертой личности является наличие у нее нескольких глубоких интересов.

По стойкости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Устойчивый интерес характеризуется длительностью сохранения интенсивного внимания на объекте или области деятельности. В последнее время психологи считают, что устойчивый и интенсивный интерес к определенной области деятельности является диагностическим показателем возможных способностей. Неустойчивый интерес проявляется в краткосрочной сосредоточенности на объекте.

Важным аспектом мировоззрения, что содержит не только систему взглядов человека на мир, но и характеризует духовное лицо и определяет ее общую направленность, является убеждение.

Убеждение - система мотивов, побуждающих личность действовать согласно своих взглядов, принципов, мировоззрения.

Ими являются знания, в истинности и важности которых человек уверен и которыми она руководствуется в своих действиях и вчинках. их сила и твердость зависят не только от логической обоснованности, но и от их жизненной важности. Превращение знаний в убеждения является сложным и длительным процессом.

Важную роль в жизнедеятельности личности играют и стремление.

Стремление - осознанный мотив, в котором выявлена потребность, которая может быть удовлетворена с помощью волевых усилий.

Стремления могут иметь различную психологическую форму. Одним из конкретных их проявлений есть мечта - созданный фантазией образ желаемого будущего, что побуждает человека не только представлять то, что нужно сделать, но и поддерживает и усиливает ее энергию. К стремлениям относят и страсти - мотивы, в которых выражаются потребности, имеющие непреодолимую силу и оттесняют в деятельности человека все, что не связано со значимым объектом. Стремлениями является также идеалы как потребность подражать, принятый личностью за образец поведения. В зависимости от возраста личности за идеал может править конкретный человек или собирательный образ.

Мечты, страсти и идеалы по своему содержанию бывают высокими и низкими и играют различную роль в деятельности человека и жизни общества.