Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.3. Психология личности

2.3.2 Теории личности

Проблема личности является центральной в психологии. Решить ее пытаются представители различных психологических направлений и школ. Исходя из своих концептуальных позиций, одни ученые акцентируют внимание на роли биологического в развитии личности, другие - рассматривают личность как продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Однако большая сложность проблемы и различие в подходах к ее решению пока не дают возможности сформировать общепризнанную теорию личности.

Теории личности в зарубежной психологии.

В зарубежной психологии выделяют следующие теории личности:

1) традиционные (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, В. Дильтхей, К. Левин, В. Штерн и др.);

2) новые (А. Адлер, К. Хорни, Г. Олпорт, К.-Г. Роджерс, А.-Х. Маслоу, Г.-Ю. Айзенк, Дж. Кеттел и др.);

3) новейшие (Е. Фромм, Э.-Х. Эриксон, Г. Салливен, К. Леонгард, Э. Берн и др.).

Все они представлены в біхевіористичних и необіхевіо - ристичних, психоаналитических, гуманистических, інтеракціо-ністських концепциях и др.

Традиционные теории личности.

Самой популярной среди них является психоанализ 3. Фрейда, в котором основную роль играет понятие бессознательного. Оно является ключом к пониманию всей сложности человеческой жизни. Отводя значительное место детству как периоду формирования личности, он доказывает, что именно в этот период образуются личностные комплексы, которые потом в разных вариантах обнаруживаются в поведении взрослых.

В развитии личности Фрейд выделил основные периоды и кризисы развития, анализируя фазы выявления сексуального влечения. Следовательно, в его взглядах на человека биологический подход доминировал над социальным.

Уже современники и ученики Фрейда видели в психоаналитической теории несколько спорных моментов. Они критиковали свойственную ей мотивацию человеческого поведения инстинктами, констатацию рокового антагонизма между сознанием и бессознательным и между индивидом и обществом. Частично преодолеть біологізаторські взгляды на личность удалось ученикам Фрейда - неофройдистам.

Один из ближайших соратников Фрейда, швейцарский психиатр и психолог, основоположник аналитической психологии К.-Г. Юнг отказался от пансексуалізму как движущей силы человеческого поведения. По Юнгу, психика человека имеет три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Основную роль в структуре личности, по его теории, играет коллективное бессознательное, которое является своеобразной памятью всего человечества и влияет на поведение индивида с момента его рождения. Оно состоит из архетипов (первобытных образований, першообразів), которые проявляются в произведениях искусства, сновидениях, мифах, верованиях и т.д. Центральным среди архетипов, по мнению Юнга, является Самость - потенциальное ядро личности, в отличие от Эго (Я) - ядра сознания.

Личностное бессознательное состоит из переживаний, которые изначально находились на уровне сознания, но затем их вытеснили.

Процесс становления личности Юнг называл індивідуацією. Мышление, интуиция, чувства, считал он, помогают человеку приспособиться к условиям жизни. В зависимости от того, какова направленность на внутренний мир или на внешний - преобладает, Юнг относил человека к интровертов или экстравертов.

Интровертам свойственна сосредоточенность на себе во время поиска причин, объясняющих поступки. Для них характерна замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, необщительность.

Экстраверты, наоборот, ориентированы на внешний мир. Они импульсивны, инициативны, общительны, имеют высокую способность к социальной адаптации.

Новые теории личности. Они объединяют идеи, взгляды и концепции, в которых рассматривают вопросы психологизации личности; неофрейдистские теории, что является основой индивидуальной психологии; гуманистические теории и др.

Ученик Фрейда, основатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что основным в человеке является не инстинкты, а чувства общности, которое она имеет от рождения. По словам Адлера, оно является изначальным побуждением человеческой природы, врожденной потенцией. Причиной развития личности есть тяга к самоутверждению и власти. Нормальная личность стремится не только к собственной мощи, но и к благу всего общества. Через неблагоприятные социальные условия или дефекты развития тяга к самоутверждению и власти не всегда выполнимый. В таком случае у индивида возникает чувство неполноценности, и чтобы избавиться от его, он применяет различные средства компенсации.

Перенеся в психологию из физиологии понимание компенсации как преодоление недостатков одного органа усилением деятельности другого, Адлер недооценивал решающее значение социальной обусловленности как стремление компенсировать определенный недостаток, так и направленности этой компенсации. Теория Адлера слишком механістичною: она очень упрощает сложные связи между индивидом и обществом.

Представительница неофройдизму К. Хорни видела сущность человека в врожденном чувстве беспокойства, что вызывает желание избавиться от него. По ее мнению, человеком руководят два главных влечения: к безопасности и к удовлетворению своих желаний. Они противоречат друг другу и могут повлечь возникновение невротического конфликта. Невроз - нервно-психическое расстройство, развивающееся в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Человек пытается его преодолеть, производя различные стратегии поведения: влечение к людям, тяга к независимости или попытки действовать против людей (агрессия). Эти стратегии являются защитными механизмами, которые возникают как реакция на страх, представая как бегство от реальности, алкоголизация и наркотизация, подавления или рационализация. Средства психологической защиты, по Хорни, порождают неврозы, среди которых есть невроз привязанности (поиск любви и одобрения), власти (погоня за властью и престижем), смирения (конформизм, желание спрятаться за чужим мнением, высказывать свою) и изоляции (бегство от общества). Как и классическому фрейдизму, теории Хорни присуще противопоставление природного и социального.

К новым теориям относятся и гуманистическая психология, представленная концепциями Г. Олпорта, К.-Г. Роджерса, А.-Х. Маслоу и др.

Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) является автором теории самореализации. Личность рассматривает как открытую психофизиологическую систему, которая развивается. Особенность личности видит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

К.-Г. Роджерс считал, что базовым компонентом личности является собственная Я-концепция, которая формируется во взаимодействии индивида с социальной средой. Потребность личностного роста возникает вследствие расхождения между Я-концепцией и идеальным Я.

Автор теории самоактуализации А.-Х. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее проявлений: любви, творчества, духовных ценностей и т.д. По его утверждениям, особенности личности, существуют в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

Новейшие теории личности. Самой заметной среди них является теория отчуждения Э. Фромма, которая стала основой гуманистического и радикально-гуманистического психоанализа. По мнению Фромма, в условиях научно-технического прогресса человек теряет связи с окружающим миром - близкими, друзьями, коллегами. Возникает отчуждение, негативная свобода. Это состояние угнетает человека и вызывает неврозы. Она не хочет быть свободной, ибо такая свобода означает одиночество. Непереносимость отчуждения перерастает в агрессию или проявляется в конформизме, когда индивид не выдерживает одиночества и спасается от отчуждения, приспосабливаясь к другим людям.

Теории Фромма свойственна гуманистическая направленность, но в ней общественные явления подменяются психологическими, а основные тенденции поведения человека имеют слишком фатальный характер.

Одним из разновидностей неофройдизму является теория развития личности американского психолога Эрика-Хомбургера Эриксона (1902-1994), в которой утверждается, что между личностью и обществом нет антагонизма, а ее развитие определяется социальными, а не биологическими факторами. Идентичность личности проявляется в отождествлении ее с социальной группой и окружением, в признании ценности человека и его общественной роли. Эриксон доказывает также общественную природу Я.

Американский психолог Джордж Александер Келли (1905-1966) создал психологию личностных конструктов, по которой организация психических процессов обусловлена тем, как она опережает будущие события. По его мнению, каждый человек является исследователем, который создает свой образ реальности посредством индивидуальной системы шкал личностных конструктов и производит гипотезы о будущих событиях.

Теории личности в зарубежной психологии в основном направлены на решение проблемы развития индивида без учета его взаимоотношений с обществом или путем противопоставления обществу. Как отмечает А. Петровский, мир создают сами люди, но чтобы делать это сознательно, надо с самого начала быть направленным на участие в его изменении, строительстве, в процессе которых меняется и сама личность.

Проблема личности в советской психологии.

В отличие от зарубежных психологов советские ученые рассматривали личность как объект общественных отношений и субъекта общественной деятельности. Такое методологическое основание лучше всего иллюстрирует системно-деятельностный подход, который сформировался в трудах Л. Выготского, Б. Ананьева, С. Рубинштейна, Г. Костюка, А. Леонтьева, А. Петровского и др.

Согласно этому подходу биологические особенности в процессе жизни индивида становятся общественными, потому что развиваются только в определенном социокультурном среде. Ведущая роль социокультурной среды проявляется в том, что оно является носителем общественных норм и ценностей, которые выработало человечество и которыми должен овладеть индивид.

Хотя все советские ученые заявляли, что личность имеет общественно-историческую природу, однако толковали это понятие они по-разному: одни включали в него даже биологические характеристики организма (С. Рубинштейн, Б. Ананьев), другие - сужали только к социально приобретенных качеств (О. Леонтьев).

Г. Костюк считал, что индивид становится общественным существом, личностью тогда, когда у него формируются сознание и самосознание, система психических свойств, способность выполнять социальные функции. Однако при этом нельзя забывать о ее природную сущность. Естественное растворяется в общественном, но не исчезает полностью, сохраняясь на всех этапах жизни человека.

Б. Ананьев пришел к выводу о необходимости целостного подхода к изучению человека. Если личность - субъект деятельности, то это вовсе не означает, полагал исследователь, что субъектом деятельности является только личность. Активное воздействие человека на природу и общество осуществляется не только сознанием, а цельным человеком как членом общества и организмом. Степень и характер активной деятельности зависят от общественного положения, общественных отношений, физических, физиологических и других свойств организма. Поэтому предметом познания должен быть человек в целом. Ананьев обосновал ведущую роль общественно-исторических условий в развитии человека и подчеркивал, что физиологические, морфологические и другие свойства организма меняются в зависимости от изменения его общественных свойств. Обоснование такой зависимости является важным для преодоления распространенной тенденции, начатой Выготским, - рассматривать общественные закономерности психического развития независимо от функционирования организма.

В задекларированном еще в 30-е годы XX в. принципе формирования личности в активной деятельности в последние десятилетия под влиянием зарубежной социальной психологии раскрылся новый аспект. Так, российский социолог Игорь Кон (род. 1928) предлагает рассматривать выполнение социальной роли как основную деятельность, во время которой формируется личность. При этом социальную роль он толкует и как независимую от сознания объективную общественную функцию, и как деятельность, обусловленную надеждами и требованиями авторитетной группы, на которую личность ориентируется.

В 70-е годы XX в. исследователи - психологи начали применять системный подход, в рамках которого личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических качеств, которые формируются вследствие вовлечения индивида в человеческих взаимоотношений, порожденных совместной деятельностью и общением (А. Петровский и др.).

Очевидно, и в дальнейшем в процессе развития психологии будут предлагаться новые подходы к решению проблемы личности, а значит, будут создаваться новые теории личности, которые глубже и полнее раскрывают этот социально-психологический феномен.