Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.3. Психология личности

2.3.4 Самосознание и Я-концепция личности

Сознание человека ориентирована не только на отражение внешних объектов - она может быть направлена на познание себя (внутреннего мира, деятельности). Осознание человеком самого себя называют самосознанием.

Самосознание - осознание человеком себя как личности (своих качеств и черт, отношений с другими людьми, места и роли в обществе).

Самосознание дает возможность осмыслить свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, свое место в обществе. Ее объектом является сама личность. В ней она предстает и как субъект, и как объект познания. Благодаря ей человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Через самопознание человек приобретает определенные знания о себе. Изначально они предстают как ситуативные образы собственного Я, которые возникают в конкретных условиях деятельности и общения. Затем эти образы постепенно интегрируются в целостный, адекватный, субъективный образ своего Я. Результатом самопознания является создание Я-концепции личности.

Я-концепция личности. Формируется она в процессе жизнедеятельности, одновременно влияя на развитие, деятельность и поведение личности, как установка относительно себя.

Я-концепция (лат. conceptio - восприятие) - динамическая система представлений человека о себе, на основе которой он выстраивает взаимоотношения с другими людьми.

Как любая установка, она имеет три компоненты:

1) когнитивный - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

2) эмоционально-оценочный, в котором отражается отношение к себе (самоуважение, самокритичность, самолюбие и др.);

3) поведенческий - стремление завоевать авторитет, повысить свой статус или стараться быть незаметным, скрыть свои недостатки.

В результате повседневной деятельности и взаимодействия с другими людьми в личности возникает множество образов Я, каждый из которых доминирует в зависимости от ситуации. Так, различают Я-прошлое, Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое и др. Я-реальное - представление человека о себе в данный момент. Я-идеальное - представление о том, какой она должна быть, чтобы соответствовать общественным нормам и ожиданиям окружающих. Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным является мощным стимулом для работы личности над собой.

Становление Я-концепции личности происходит постепенно в процессе накопления жизненного опыта. Развиваясь, она начинает влиять на оценку этого опыта, на мечты и прогнозы собственного будущего, на отношение личности к себе. Центральным компонентом Я-концепции является самооценка.

Самооценка личности.

Узнавая черты другого человека, личность получает необходимые сведения для выработки собственной оценки. В сравнении своих качеств с соответствующими качествами других людей в личности формируется самооценка.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

За соответствием реалиям самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка, в свою очередь, делится на завышенную и заниженную. Очень завышена, как и очень заниженная, самооценка способна вызвать внутренние конфликты личности. Завышенная самооценка часто вызывает противодействие окружающих, что порождает озлобленность, подозрительность, агрессию и приводит к разрыву межличностных отношений. Очень низкая самооценка предопределяет развитие комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, тревожности, безынициативности.

Самооценка выполняет регулятивную и защитную функции, воздействует на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми. Тесно связана она с уровнем притязаний.

Уровень притязаний.

Формируясь на основе самооценки, он является важным внутренним фактором саморазвития и самореализации личности.

Уровень притязаний - стремление достичь цели той сложности, на которую человек считает себя способным.

В зависимости от самооценки он тоже может быть адекватным возможностям человека, заниженным или завышенным. Человек с заниженным уровнем, встретившись с новыми задачами, испытывает неуверенность, тревогу, боится потерять свой авторитет, а потому пытается отказаться от них. Поэтому и не использует свои потенциальные возможности. При завышенном уровне притязаний индивид берется решать непосильные проблемы, а поэтому часто терпит неудачи.

Самосознание личности через механизм самооценки чувствительна к соотношение уровня притязаний и реальных достижений. С этим феноменом связана самоуважение.

Самоуважение.

Являясь важным компонентом образа Я, она определяет отношение притязаний человека к тому, на что она претендует. Термин «самоуважение» не определяют, а используют в бытовом понимании как компонент самосознания, в котором выражается бережное и уважительное отношение к собственному Я. Личность всегда характеризует заботу о себе.

По мнению американского психолога В. Джемса, самоуважение можно представить формулой: самоуважение = успех : притязания. Для сохранения самоуважения человек в одном случае должна проявить большую активность, чтобы достичь успеха, что является непростой задачей. В другом - снизить уровень притязаний, при котором самоуважение будет сохранено даже за незначительного успеха. Второй путь является одним из случаев психологической защиты своего образа Я, причем пассивного.

Психологическая защита.

В ситуациях возможного или реального неуспеха в деятельности для реализации потребности быть полноценной личностью часто прибегают к психологической защиты.

Психологическая защита - регулятивная система, которую личность использует для устранения психологического дискомфорта, переживаний, которые угрожают Я-образа, и сохраняет его на желаемом и возможном при определенных обстоятельствах уровне.

Защитные механизмы вступают в действие, когда личность при определенных условиях не может достичь поставленной цели. К этим механизмам относятся отрицание, вытеснение, проекция, рационализация, замещение и др.

Отрицание - попытка человека не воспринимать сообщение, которое его волнует и может привести к внутреннему конфликту.

Так, при массовом опросе людей на вопрос «убедили вас сообщения прессы о том, что курение может вызвать заболевание раком легких?» положительно ответили 54 процента тех, кто не курит, и только 28 процентов курильщиков.

Вытеснение - способ избежать внутреннего конфликта, исключив из сознания неприятную информацию.

Человек быстро забывает о тех безобразиях, которые совершила, и неприятности, которые причинила другим людям.

Проекция (лат. projectio - выбрасывание) - неосознанное перенесение собственных желаний и переживаний, в которых человек не хочет признаться себе через их социальную неприемлемость, на других людей.

Например, обидев партнера по общению, индивид неосознанно пытается переложить на него за это вину, мотивируя тем, что он ее спровоцировал.

Рационализация (лат. rationalis - понимание) - псевдорозумне объяснение человеком своих желаний, поступков, обусловленных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Не достигнув желаемого, человек убеждает себя в том, что объект желаний для нее не очень важен и что она его не очень и стремилась.

Замещение - перенос действия из недосягаемого объекта на доступный.

Оно снимает напряжение и вызывает психологическую разрядку. Например, раздражение, которое возникло во время неудачного испытания машины, конструктор часто переносит на подчиненных.

Действие защитных механизмов направлено на сохранение внутреннего равновесия путем вытеснения из сознания всего того, что угрожает системе имеющихся ценностей.

Все компоненты самосознания личности, о которых говорилось выше, не является вродженими. их формирование и развитие зависит от условий жизни человека и воспитания.

Следовательно, процесс развития личности и совершенствование ее качеств происходит через усложнение форм ее психической деятельности вследствие неустанной активного взаимодействия с окружающим миром. Этот процесс является длительным, сложным. Появление новых психических образований происходит путем преодоления личностью внутренних противоречий, которые постоянно возникают.