Урок 27
Тема. Анализ контрольной работы. Существительное как часть речи
Цель: актуализировать знания учащихся об имени существительном как часть речи, его морфологические признаки; учить составлять характеристику существительного как части речи; развивать аналитические и синтетические умения детей; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: словарики для записи словарных слов.
ХОД УРОКА
I. Анализ контрольной работы
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Коллективное устное выполнение упражнения 96.
III. Объявление темы и цели урока
- Спрогнозируйте на основе выполненной упражнения тему нашего урока.
- А о чем мы можем говорить, имея в виду такую часть речи, как имя существительное?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа по вариантам (упражнение 97)
Задача 97 (1) проработать устно коллективно. Задача 97 (2) выполнить по вариантам.
- Объясните, как вы рассуждали, выполняя это задание.
Задача 97 (3) выполнить устно коллективно.
Если существительное женского рода - руки подносят девушки; мужского рода - ребята; среднего рода - никто не поднимает руки.
2. Аналитическое задание
Упражнение 98 (1) - самостоятельно.
- Задайте вопрос своему соседу.
Задача 98 (2) - коллективно.
- Всегда существительное обозначает конкретный предмет, который можно взять в руки? (Нет, иногда он обозначает абстрактные понятия, о которых можно только подумать.)
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (за упражнением 99 (1, 2, 3, 4))
Проверка - фронтально.
2. Игра «Знатоки» (по материалу упражнения 100)
Предложить учащимся после ознакомления с таблицей выбрать
один существительные из упражнения 99 и разобрать его по образцу.
Выслушать нескольких учеников, а затем предложить коллективно разобрать слово шеренга. Для выяснения его значения можно предложить вспомнить уроки физкультуры и нескольким ученикам стать в шеренгу.
3. Работа со словарным словом
- Давайте рассмотрим слово шеренга с точки зрения написания.
- Какие вопросы могут возникнуть? Почему?
- Попробуйте проверить безударный гласный.
- Поскольку проверить невозможно, придется запам'ятувати его написания. Внесите слово к словничка. Составьте словосочетания. В случае необходимости меняйте слово шеренга.
Расположились возле (чего?) стоит в (в чем?)
вижу (что?) стоят (как? чем?)
- Определите часть слова, которая менялась. Как она называется?
4. Творческая работа (за упражнением 101)
VI. Итог урока
1. Беседа
- Что мы с вами сегодня вспомнили?
- Расскажите все, что знаете об имени существительном.
- Определите род и число существительного шеренга.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
С. 48, правило; упражнение 102.