ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 27
Тема. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме
Цель: углубить знания учащихся о твердые и мягкие согласные, формировать навыки правильного произношения твердых и мягких согласных, развивать фонематический слух, культуру устной и письменной речи; воспитывать у учащихся уважение к старшим.
Оборудование: учебник, текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
1) Беседа с учащимися.
- Что изучает фонетика?
- Какие правила изучает орфоэпия?
- Что изучает графика?
- Какие правила изучает орфография?
- Как образуются звуки человеческой речи?
- В чем заключается различие между гласными и согласными звуками?
- Влияет ли изменение звука на значение слова?
2) Проверка домашнего упражнения.
2. Игра «Составь слово».
Задание: из представленных звуков образовать слова. С тремя из них составить предложение. Подчеркнуть согласные звуки.
[г], [г], [о], [б], [ы], [к] (горб.)
[к], [и], [г], [г], [а] (горка.)
[к], [и], [с] (сок.)
[ч], [е], [х], [о], [ш] (хочешь.)
[л], [е], [а], [с] (села.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Проблемное задание.
Вопрос: какими звуками различаются слова в каждой паре? Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных звуков? (Ученики с помощью учителя делают вывод.)
Лук - люк, рад - ряд, лес - лис, тин - тень.
2. Работа по учебнику.
1) Упражнение 220.
2) Проработка теоретического материала на с. 99-100.
3) Работа с таблицей, упражнение 222, с. 100.
3. Работа у доски.
Задача I: записать слова, одной чертой подчеркнуть твердые согласные, двумя - мягкие.
Тень, осень, день, синее, обильный, сияние, дети.
Задача II: записать фонетической транскрипцией слова осень, день, синее, дети.
Задачи III (для сильных учащихся): составить с этими словами небольшой связный текст, для слабо подготовленных предложения.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 224.
5. Диктант-перевод.
Задача: перевести слова на украинском языке, подчеркнуть те из них, в которых все согласные твердые.
Дробь, верфь, кровь, насипь, семь, голубь, любовь, восемь, степь.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Предупредительный диктант.
Задача: определить твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозы. Они идут беспрестанно. Земля уже не просыхает скоро. Ветер дует постоянно, далеко разносит спелые семена деревьев и трав.
(К. Ушинский.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 25, упражнение 225.