Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 26

Тема. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

 

Цель: познакомить учащихся с такими разделами науки о языке, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография; расширить знания школьников о звуках языка, о делении их на гласные и согласные; вырабатывать навыки правильно произносить гласные и согласные звуки; воспитывать у учащихся чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: учебник, рассказы А. Коваль «Наша речь».

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Вступительная беседа.

- Скажите, пожалуйста, какие звуки мы можем слышать?

- Прослушайте стихотворение. О какие звуки в нем говорится?

Тихо, тихо вокруг.

Я прохожу между полями.

Лишь Днепровские берега

втихаря шепчут тальники.

А над рожью молодым

стала облако белоброва;

прокотивсь за рощей глас,

и замовкнула дубрава.

Где цепами молнии

ударили в гладь озерную.

Задрожали колоски -

упали капли спелым зерном.

Стал я, дыхание затаил -

слушал, как земля вздыхала,

как тучка между рощ

ей всю душу изливала.

(С. Гончарук.)

Прислушайтесь, какие звуки доносятся сейчас через окно, из школьного коридора.

- А о каких звуках идет речь в рассказе «Наша речь» Аллы Коваль?

(Учитель читает отрывок из рассказа.)

Прислушайся: с утра и до вечера вокруг тебя звучит речь. Вот в соседней комнате с кем-то разговаривает мама, поодаль слышится голос диктора, с улицы доносятся едва слышные голоса людей.

Ты так привык к этому, что почти не замечаешь звучание языка.

Ты слышишь ее только тогда, когда она обращена к тебе непосредственно.

А теперь допустить на минутку, что языка нашего и других языков на земле - еще нет.

Какой была бы земля? Какими были бы мы? Даже представить трудно, какая бы это была печальная и мрачная картина: нет больших городов, даже малых сел, не ходят поезда, не летают самолеты, нет автомобилей, везде тихо, пусто и грустно. Стеной стоят непроходимые леса, а в них - хищные звери, змеи и совы...

А кто там робко выглядывает из пещеры? И то же первобытный человек! Скоцюрбилася от холода и страха, плотнее натягивает на голые плечи какую-то шкуру, осторожно оглядывается.

Такими наши предки были когда-то такими бы надолго было, если бы не сделали гениального открытия: изобрели язык.

- Чем человек начал пользоваться раньше - звуками или буквами?

2. Слово учителя.

Сегодня начнется наше путешествие в волшебную страну Фонетика, где живут звуки речи. Всего их 38, и все они такие разные. У них есть повелительница - мудрая королева Орфоэпия.

3. Словарная работа.

(Ученики делают записи в тетрадях.)

Фонетика (от греч. phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка.

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный, epos - слово, речь) - раздел языкознания, изучающий правильность произношения слов.

Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) - раздел языкознания, исследующий соотношения между буквами и звуками.

Орфография (от греч. orthos - правильный и grapho - пишу) - система общепринятых правил, определяющих правописание слов и их форм.

4. Беседа с учениками.

- Как образуются звуки речи?

- всякое сочетание звуков речевым аппаратом человека, является словом?

- Из каких звуков состоит наша речь?

5. Работа в тетрадях.

Задание: прослушать стихотворение. Выписать гласные звуки, которые называются в стихи. Сколько их?

Гласные звуки

О-О-О-

Яичко равно

Снесла курочка черненькая.

Нашла девочка одна -

О-О-О-

Яичко равно.

 

А-а-а-,

Яблочки два,

Два яблочки красненькие

Несет дочь к матери.

А-а-а-

Аж два яблочка.

 

Ы-ы-ы-

А три мальчика

В лужу упали

И все вместе кричали -

ы-ы-ы-

Тех мальчиков три.

 

И-и-и-

Лошачки малые,

Есть у них четыре ножки,

Круг телеги идут пешком -

И-и-и-

Лошачки малые.

 

У-у-у-,

Песик на шнурке,

Щенков пять косматых

Заключались возле дома.

У-у-у-

Песик на шнурке.

 

Э-э-э-,

Где мама, где?

Нет мамы, пошла в поле,

Там сорняк на ниве поле.

Э-э-э-,

Вот уже мама идет!

(М. Пидгирянка.)

6. Вопросы к ученикам.

- Как образуются гласные звуки?

(При произношении гласных звуков голосовые связки дрожат в гортани, как струны, а выдыхаемый воздух проходит через органы речи свободно, без препятствий - образуется голос).

7. Коллективная работа.

Задачи и вопросы: прослушать слова. Какими звуками различаются слова каждой пары? Повлияла ли смена звука на значение слова?

Чайка-лайка, луг-лук, фазан-казан, форма-норма, фото-лото, полынь-полынь, горе-море.

8. Обобщающая беседа.

- Как образуются согласные звуки?

- Сколько согласных звуков в русском языке?

9. Работа по учебнику.

1) Упражнение 213 (устно).

2) Проработка теоретического материала, с. 97-98.

3) Знакомство с таблицей «Звуки речи», с. 96.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнения 214, 217.

2. Игра «Метаграма».

Задание: отгадать слова и записать их в фонетической транскрипции.

Вы, детки, сразу узнаете меня.

Я - сильный ветер, деревья гнет.

Складки допишете в конце -

Сладкие выйдут корешки.

(Буря - свекла)

 

С с на дереве роста,

С же по дереву ползу.

(Сук - жук)

 

Если возьмешь с это слово,

Большой дождь упадет внезапно.

Как только с на с заменишь -

Между фруктами меня встретишь.

(Слива - слива)

 

В тени моим

Меня в жару вихваляєш,

А буквы только перестал -

Немало дров ты розпиляєш.

(Липа - пила)

3. Работа у доски.

Задание: выписать из стихотворения слова с буквосочетаниями [дж], [дз], [дз’], передать их в звуковой записи.

Дж и дз запомни,

Одним звуком приговаривая:

Источник, хожу, пчела,

Клюв, колокольчики, зеркала.

(Д. Белоус.)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 24, упражнения 215 (письменно), 218 (устно).