ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 26
Тема. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки
Цель: познакомить учащихся с такими разделами науки о языке, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография; расширить знания школьников о звуках языка, о делении их на гласные и согласные; вырабатывать навыки правильно произносить гласные и согласные звуки; воспитывать у учащихся чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
Оборудование: учебник, рассказы А. Коваль «Наша речь».
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Вступительная беседа.
- Скажите, пожалуйста, какие звуки мы можем слышать?
- Прослушайте стихотворение. О какие звуки в нем говорится?
Тихо, тихо вокруг.
Я прохожу между полями.
Лишь Днепровские берега
втихаря шепчут тальники.
А над рожью молодым
стала облако белоброва;
прокотивсь за рощей глас,
и замовкнула дубрава.
Где цепами молнии
ударили в гладь озерную.
Задрожали колоски -
упали капли спелым зерном.
Стал я, дыхание затаил -
слушал, как земля вздыхала,
как тучка между рощ
ей всю душу изливала.
(С. Гончарук.)
Прислушайтесь, какие звуки доносятся сейчас через окно, из школьного коридора.
- А о каких звуках идет речь в рассказе «Наша речь» Аллы Коваль?
(Учитель читает отрывок из рассказа.)
Прислушайся: с утра и до вечера вокруг тебя звучит речь. Вот в соседней комнате с кем-то разговаривает мама, поодаль слышится голос диктора, с улицы доносятся едва слышные голоса людей.
Ты так привык к этому, что почти не замечаешь звучание языка.
Ты слышишь ее только тогда, когда она обращена к тебе непосредственно.
А теперь допустить на минутку, что языка нашего и других языков на земле - еще нет.
Какой была бы земля? Какими были бы мы? Даже представить трудно, какая бы это была печальная и мрачная картина: нет больших городов, даже малых сел, не ходят поезда, не летают самолеты, нет автомобилей, везде тихо, пусто и грустно. Стеной стоят непроходимые леса, а в них - хищные звери, змеи и совы...
А кто там робко выглядывает из пещеры? И то же первобытный человек! Скоцюрбилася от холода и страха, плотнее натягивает на голые плечи какую-то шкуру, осторожно оглядывается.
Такими наши предки были когда-то такими бы надолго было, если бы не сделали гениального открытия: изобрели язык.
- Чем человек начал пользоваться раньше - звуками или буквами?
2. Слово учителя.
Сегодня начнется наше путешествие в волшебную страну Фонетика, где живут звуки речи. Всего их 38, и все они такие разные. У них есть повелительница - мудрая королева Орфоэпия.
3. Словарная работа.
(Ученики делают записи в тетрадях.)
Фонетика (от греч. phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка.
Орфоэпия (от греч. orthos - правильный, epos - слово, речь) - раздел языкознания, изучающий правильность произношения слов.
Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) - раздел языкознания, исследующий соотношения между буквами и звуками.
Орфография (от греч. orthos - правильный и grapho - пишу) - система общепринятых правил, определяющих правописание слов и их форм.
4. Беседа с учениками.
- Как образуются звуки речи?
- всякое сочетание звуков речевым аппаратом человека, является словом?
- Из каких звуков состоит наша речь?
5. Работа в тетрадях.
Задание: прослушать стихотворение. Выписать гласные звуки, которые называются в стихи. Сколько их?
Гласные звуки
О-О-О-
Яичко равно
Снесла курочка черненькая.
Нашла девочка одна -
О-О-О-
Яичко равно.
А-а-а-,
Яблочки два,
Два яблочки красненькие
Несет дочь к матери.
А-а-а-
Аж два яблочка.
Ы-ы-ы-
А три мальчика
В лужу упали
И все вместе кричали -
ы-ы-ы-
Тех мальчиков три.
И-и-и-
Лошачки малые,
Есть у них четыре ножки,
Круг телеги идут пешком -
И-и-и-
Лошачки малые.
У-у-у-,
Песик на шнурке,
Щенков пять косматых
Заключались возле дома.
У-у-у-
Песик на шнурке.
Э-э-э-,
Где мама, где?
Нет мамы, пошла в поле,
Там сорняк на ниве поле.
Э-э-э-,
Вот уже мама идет!
(М. Пидгирянка.)
6. Вопросы к ученикам.
- Как образуются гласные звуки?
(При произношении гласных звуков голосовые связки дрожат в гортани, как струны, а выдыхаемый воздух проходит через органы речи свободно, без препятствий - образуется голос).
7. Коллективная работа.
Задачи и вопросы: прослушать слова. Какими звуками различаются слова каждой пары? Повлияла ли смена звука на значение слова?
Чайка-лайка, луг-лук, фазан-казан, форма-норма, фото-лото, полынь-полынь, горе-море.
8. Обобщающая беседа.
- Как образуются согласные звуки?
- Сколько согласных звуков в русском языке?
9. Работа по учебнику.
1) Упражнение 213 (устно).
2) Проработка теоретического материала, с. 97-98.
3) Знакомство с таблицей «Звуки речи», с. 96.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнения 214, 217.
2. Игра «Метаграма».
Задание: отгадать слова и записать их в фонетической транскрипции.
Вы, детки, сразу узнаете меня.
Я - сильный ветер, деревья гнет.
Складки допишете в конце -
Сладкие выйдут корешки.
(Буря - свекла)
С с на дереве роста,
С же по дереву ползу.
(Сук - жук)
Если возьмешь с это слово,
Большой дождь упадет внезапно.
Как только с на с заменишь -
Между фруктами меня встретишь.
(Слива - слива)
В тени моим
Меня в жару вихваляєш,
А буквы только перестал -
Немало дров ты розпиляєш.
(Липа - пила)
3. Работа у доски.
Задание: выписать из стихотворения слова с буквосочетаниями [дж], [дз], [дз’], передать их в звуковой записи.
Дж и дз запомни,
Одним звуком приговаривая:
Источник, хожу, пчела,
Клюв, колокольчики, зеркала.
(Д. Белоус.)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 24, упражнения 215 (письменно), 218 (устно).