Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ

 

Урок № 28

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ ПО СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЦЕЛЬЮ, СТРУКТУРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ.

ВИДЫ ТЕКСТОВ В ДЕЛОВОМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РЕЧИ. ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ, ТИПОВ, ЖАНРОВ РЕЧИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

 

Цель: ознакомить учащихся с классификацией текстов по сфере использования, целью, структурными особенностями, дать сведения о различные виды и типы текстов; развивать умение переделывать текст; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала ориентировать одиннадцатиклассников на выбор будущей профессии.

Внутри-предметные связи: стилистика (стили, типы, жанры вещания), пунктуация (знаки препинания в оформлении цитат).

Межпредметные связи: спорт.

Тип урока: урок получения новых знаний и формирование практических умений.

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Мозговой штурм

Дайте ответы на вопросы.

1. Какие стили речи вам известны?

2. В каких жанрах реализуется каждый из названных стилей речи?

3. Какие типы речи вам известны?

4. Какие разделительные знаки используют при цитировании?

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Рассказ учителя

В зависимости от содержания и строения тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание и рассуждение (умозаключение). Каждый из них масс свое строение.

Повествование - это сообщение о какие-то события, разворачивающиеся во времени. Общая схема рассказа такова: начало действия; развитие событий; конец события.

Описание - это высказывания об определенных признаки, свойства предмета или явления. В описании дается характеристика людей, предметов, явлений природы путем перечисления их главных, существенных признаков. Самое главное в описании - дать точное или яркое представление о предмете речи.

Размышление (рассуждение) - это высказывания о причинах качеств , признаков, событий. В раздумье обязательные три части: 1) тезис - основное утверждение, четко сформулированная мысль; 2) доказательства, аргументы, подтверждающие выдвинутую тезис; 3) вывод, который следует из доказательств (обобщение). В основе размышления лежат причинно-следственные отношения. «Чистые» рассказы, описания, размышления используются редко. В текстах описания чаще всего включаются в рассказ или связанные с рассуждением; рассказ может дополняться размышлением.

Высказывания всех трех типов бывают разных видов. Так, рассказ имеет такие разновидности: собственно рассказ (рассказы), сообщение, ответ, перечень, наименование, объявление. Каждый из этих видов имеет подвиды. Так, в сообщении различаем собственно сообщение, отчет, информацию, рапорт, донесение, уведомление и др. Собственно сообщение - это развернутый ответ на вопрос (чаще всего ответ на уроках по изученным материалом).

Информация или отчет - это прежде всего изложение фактического материала, анализ сообщаемых данных, определение задач на будущее.

Описания разделяют на пейзажные, портретные описания интерьера, характеристики человека, предметов, явлений.

Размышления тоже бывают разных видов: индуктивные (от частного, конкретного к общему) и дедуктивные (от общих положений к конкретным выводам), размышление-утверждение (доказательство истинности выдвинутого тезиса) и размышление-опровержения, отрицания (доказательство ошибочности, ложности выдвинутого тезиса), размышление с прямыми доказательствами (справедливость выдвинутой тезиса непосредственно обосновывается доказательствами) и размышление с доказательствами от противоположной (истинность основного тезиса доказывают путем опровержения предполагаемой тезисы, противоположной той, что приходится).

Организация текста и связей между его частями зависит от типов и стилей речи, манеры автора, жанра художественного произведения и т.п.

Стилистически различают тексты художественные, научные, публицистические, официально-деловые, разговорно-бытовые. По жанры: стихотворные тексты, прозаические, драматические; текст сказки, романа, басни, оды, киносценария и т.д.

На уровне профессионального и делового общение тексты е образцами соответствующих стилей; для них характерным е нормировано и регламентировано письменная речь; обязательное точное соблюдение правил, сложные логико-смысловые связи, четкая структурно-семантическая и формальная организация текста. Тексты этих стилей речи отличаются строгим соблюдением порядка слов в предложении, использованием сложных синтаксических конструкций с определенными семантическими отношениями, связью предложений в абзаце с учетом контекста, делением текста на разделы, использованием ссылок и выделений. Текст в профессиональном и деловом общении отмечается высоким уровнем структурированности и систематизации материала.

В процессе учебной, профессиональной деятельности текст часто могут переделывать (сокращать, цитировать). Основные виды сокращения текста (план, тезисы, конспект, выписки. Также существует система общепринятых сокращений слов (кг, г, им., см., и др.).

Нельзя перегружать текст графическими сокращениями, нельзя сокращать псевдонимы ( JI. Украинка, а Леся Украинка; не П. Мирный, а Панас Мирный) и двойные фамилии (не К.- Яценко, а Кучук-Яценко).

Лінгвостилістичне наблюдения

Прочитайте. Определите стиль, тип и жанр текста. К какой профессиональной сфере принадлежит этот текст?

ВАЛЬС

Вальс - парный танец, в основе которого лежит плавное кружение, соединенное с постепенным движением; один из самых распространенных музыкальных жанров. Музыкальный размер, как правило, темп умеренно быстрый. В 70-х годах XVIII века словом «вальс» называли крестьянский танец, распространен в некоторых местностях Южной Германии и Австрии. В начале XIX века он стал популярен среди всех слоев населения этих стран, а также утвердился в профессиональной музыке других стран Европы. Интенсивно развивался в Вене сначала в творчестве И. Леннера, затем - Штрауса-отца, а впоследствии его сыновей Йозефа и особенно Иоганна, знаменитого «короля вальсов» («Сказки Венского леса», «Весенние голоса» и др.) (Из календаря).

Упражнение-распознавание

Определите среди представленных текстов принадлежит: а) - к официально-делового стиля, б) - к научному.

Текст 1

Совокупность произведений, в которых используется форма письменного обращения к другому лицу, образуют так называемую эпистолярное литературу. Наряду с научной и публицистической литературой епістолярною распространена и эпистолярная художественная литература. Ее основные жанры - віршове послание и роман в письмах (Из Большого Энциклопедического словаря).

Текст 2

Твои письма всегда пахнут увядшими розами!.. Легкие, тонкие ароматы, словно воспоминание о какой-то любу, былую мечту. И ничто так не поражает теперь моего сердца, как сии благовония, тонко, легко, но непременно, невідборонно напоминают они мне о том, что мое сердце предвещает и почему я верить не хочу, не могу. Мой друг, милый мой друг, созданный для меня, как можно, чтобы я жила сама, теперь, когда я знаю другую жизнь?.. Только с тобой я не сама, только с тобой я не па чужбине. Только ты умеешь спасать меня от самой себя... (Леся Украинка).

Текст 3

ДОСТОПОЧТЕННЫЙ СУДАРЬ!

Посылаю коректу, как липе могу быстро, тем спішусь и пишу кратко.

Сделайте большое одолжение, нагляньте лично, чтобы на 24 стр. было напечатано как следует (там из двух куплетов сделано одним и тем затерто даже значение стихов, ибо диалог сбился). Я бы даже хотела увидеть сей листок раньше, чем выйдет книга, боюсь я таких вещей.

Надеюсь, можно признать правоту моей желанию корректировать самой, потому автор всегда имеет острее глаз, хотя бы даже он был такой близорукий, как я. В конце концов, ошибок мало, и я довольна печатью. Не помню, посланный был листок с заголовком «Поэмы». Или это я погубила, или его не было? Когда не было, то, будьте добры, говорите напечатать.

Очень спішуся одіслати, поэтому простите за небрежность письма.

Сердечно благодарю за хлопоты круг моей книжки!

Искренне уважающая вас Леся Украинка.

Текст 4

Прежде чем писать поэму «Одно слово», Леся Украинка по обычаю обратилась к Агатангела Крымского с просьбой просмотреть, есть в якутском языке слово «воля». Крымский-за невнимательности не заметил того письма и не ответил. Вскоре появилась в печати поэма «Одно слово», соль которой была в том, что в якутском языке нет слова «воля». Крымский прочитал эту поэму и, не помня, что поэтесса таки к нему обращалась за консультацией, написал статью «Ложка дегтя в бочке меда», где указал, что в якутском языке есть аж три синонимы к слову «воля». Леся Украинка критику восприняла спокойно, но за свою ошибку очень жалела (В. Шевчук).

Выборочное задание

Выберите одну из представленных в скобках правильный вариант сокращения, аргументируйте свой выбор.

Царичанский р-н, рай-н, рай., p.); товары (1-шого, 1-ого, 1-го сорта; на площади 100 г, гект., га); (о., оз.) Свитязь; (м., г) Киев; в 2002-2007 (p.p., p., гг;, гг);135 (г к., г. до н.э.); в начале XX (ст., ст., с., стол.); на высоте 1.264 (м, м.); архитекторов готовит (арх., архит, ар.) (ф-т, фак-т, фак.); занятия проводит (проф., пр., профес.) Павлычко.

Трансформация текста

Прочитайте текст. Сложите его план. Попробуйте сократить текст, выделяя главную и второстепенную информацию.

ЛЕГЕНДЫ О РОЖДЕНИИ ИВАНА ФРАНКО

И среди нас живет светлая и чистая слава Малого Мирона, великого Франко.

Максим Рыльский

Иван Франко пришел на свет 27 августа 1856 года именно в ту пору, когда в теплые края улетели аисты. Девушек, которые родились в ту пору, называли Мариями, ибо на 28 августа приходится праздник Успения Пресвятой Девы Марии, которое в народе называют Первой Пречистой. Ребят, в эти дни рожденных, называли Иванами, ибо на 11 сентября, приходится большой праздник Усікновепня главы Иоанна Крестителя.

Его нарекли Иваном, но совсем не через это праздник. Так требовала древняя традиция, которой в роде Франков строго соблюдали. Старший сын должен был назвать своего первенца именем отца. Отца Якова Франка звали Иваном.

Эта же традиция требовала, чтобы первую дочь назвали именем отца матери. Бабушку Ивана Франко звали Екатериной. Поэтому и назвал Екатериной Яков Франко свою первую дочь в пертім браке с дочерью нагуєвицького войта Марией Тимишин. С ней он женился 19 февраля 1824 года, а в декабре того же года родилась первая дочь Екатерина, но через два года она скончалась.

Со своей первой женой Марией Тимишин Яков Франко прожил 31 год. После Екатерины все дети рождались мертвыми. Которые только дары не посылал Иаков по совету людей Господу! Выковал кресты на церковь, поставил иконостас, ежегодно давал на свечи ярый воск. Евангелие купил и в серебряные одеяния оправив, крест на общественном выгоне за свой счет поставил, чтобы только Бог смилостивился. Льет детей больше не было. Яков упал в отчаяние.

В апреле 1855 года Бог забрал Марию Тимишин к себе. Она имела всего 43 года.

Вторая жена Якова Франко Мария Кульчицкая была родом из Ясеницы Сільної. Когда она выходила замуж, имела двадцать лет и по законам Австро-Венгрии считалась несовершеннолетней. Мария очень боялась замужества, ибо смерть на подворье мужа была частым гостем. Как раз перед рождением Ивана умер слуга Иван Шиян. А еще то, что дети Иакова постоянно умирали...

Суеверные люди утверждали, что ребенка можно спрятать от смерти, если называть ее другим именем, чем записано в церковной книге, то есть в метрике. Это называлось «обмануть смерть». Мать, праздник в это веря, начала называть своего сына Ивана Мироном, ибо на 30 августа приходилось праздник этого мученика (он был священником в Ахаии, его схватили на Рождество 251 года, подвергли жестоким пыткам, которые он терпеливо выдержал, даже когда его бросили в огонь, вышел невредимым, поэтому ему отсекли голову). Ни в Ясенице Сильній, ни в Нагуевичах, ни в окрестностях ни одного парня Мироном никто не называл. Очевидно поэтому молодая мать надеялась, что это имя станет для сына оберегом... (По Г. Гораком).

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Разгадайте кроссворд и узнайте, как называется один из видов сокращения текста.

1. Сообщения о каких-то событиях, что разворачиваются во времени. (Сообщение) 2. Высказывания о определенные признаки, свойства предмета или явления. (Описание) 3. Одна из разновидностей рассказа. (От половодье) 4. Один из видов доказательства. (Дедуктивный) 5. Заключительная часть доказательства. (Вывод) 6. Размышление-высказывания о причинах качеств, признаков, событий. (Рассуждение) 7. Сказка, роман, баллада, эпиграмма - одним словом. (Жанр)

 

 

IV. Домашнее задание

Расшифровать номенклатурные обозначения. Где их можно использовать? Подобрать примеры.

Кг, ст., с., доц., д.т. н., м., обл., проф., др., д, пгт., К., p., с.г., мин, м, т, р-н, чл.-кор., изд-во, см.