Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ

 

Урок № 27

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 16. АУДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ, ТИПОВ, ЖАНРОВ РЕЧИ, ЗАПИСАННЫХ НА РАЗЛИЧНЫХ НОСИТЕЛЯХ ИНФОРМАЦИИ

 

Цель: совершенствовать умения и навыки слушать и понимать тексты разных стилей, типов, жанров; развивать навыки критического отношения к услышанному, мовленнєво-коммуникативные умения, логическое мышление, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к славных граждан страны, ответственность за выбор будущей профессии.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология.

Межпредметные связи: искусство, литература, правоведение.

Тип урока: урок развития речевой компетенции.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-организационный этап

Ознакомление учащихся с темой и целью урока

Говори мало, слушай много, думай еще больше.

Пословица

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Работа с аудіотекстом

Прослушайте внимательно текст. Определите его стилевую принадлежность.

Юбилейную дату - 80-летие со дня рождения Евгении Мирошниченко - в Киеве отметили концертом ее учеников в Национальной опере Украины в сопровождении симфонического оркестра этого театра под руководством Николая Дядюры и спектаклем «Травиата», в которой главную партию выкопала ее ученица - Оксана Терещенко. Также в концерте приняли участие заслуженные артисты Украины Наталья Шелепницкая, Сергей Пащук, Ольга Нагорная, Сусанна Чахоян, Екатерина Стращенко... А еще состоялась презентация альбома «Поет Евгения Мирошниченко», что подготовил ее сын Игорь Школьный.

...Ее волшебным и неповторимым голосом восхищались от побережья Балтийского и Черного морей до Сахалина и Камчатки. И секрет ее удивительного успеха заключался не только в том, что диапазон голоса, которым она владела, был от «ля» малой октавы до «до» четвертой октавы, но и в феноменальной легкости, с которой она брала верхние ноты Поклонников... таланта Евгении Мирошниченко покорял в первую очередь кристально чистый тембр ее голоса, что всегда звучал нежно, а уникальные, особые обертоны придавали ему несравненного шарма.

Однако уважение и любовь всех присутствующих на спектаклях она приобретала не только красотой и вокальным совершенством голоса, а и глубиной трактовки, осмысленности оперных партий уже с первых спектаклей на сцене Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко, где Евгения Семеновна начала работать с 1957 года. Пленил яркий артистизм певицы, глубина чувств и психологическая достоверность образов, гармоничное единство вокального и артистического воплощений.

Исполняемые ею оперные партии Виолетты («Травиата»), Джильды («Риголетто»), Лакме («Лакме»), Манон («Мапон Леско»), Лючии («Лючия ди Ламмермур»), Марри («Царская невеста»), Иолан («Милапа»), Венеры в «Энеиде» и Царицы ночи в «Волшебной флейте» покоряли сердца слушателей. ей аплодировали Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Фидель Кастро, Владимир Щербицкий, ее приглашали в других, прославленных театров Советского Союза и зарубежных театров, однако категорически Евгения Семеновна отказывалась от таких предложений и никогда не жалела об этом.

Удивительной является и ее судьба, ведь родилась она в бедной семье, училась в фабрично-заводской школе и собиралась освоить профессию лівачки или фрезерувальниці. Однако певческий талант привел к участия в самодеятельности, а потом созрело окончательное решение поступать в Киевской государственной консерваторії. ей повезло, она попала к классу славной Марии Донец-Тесеїр, которая в свое время освоила итальянскую вокальную школу. Благодаря Марии Эдуардовне Евгения Мирошниченко сформировалась как оперная певица. Первое ее выступление на сцене Киевского театра оперы и балета был не только дебютом в этом театре, но и государственным экзаменом в консерватории с оперного пения, который она сдала блестяще и с большим успехом. Тогда же, в 1957 году, Мирошниченко сразу причислили к оперной гроба столичной оперы, и Евгения Семеновна начала свою творческую биографию как настоящая оперная звезда, работая рядом с прославленными мастерами. Победы на Международных конкурсах вокалистов в Москве (1957 год) и в Тулузе (Франция, 1958 год) показали достаточно ярко об успехах украинской вокальной школы и появление новой звезды на оперном небосклоне Украины.

В 80-х годах прошлого века Евгении Семеновне предложили преподавать в Киевской консерватории, где она воспитала целую плеяду талантливых учеников, которые достойно сейчас продолжают ее творческую миссию, работая как в Украине, так и за рубежом. А еще она мечтала открыть в Киеве Малый оперный театр, где имели бы возможность реализовать себя молодые талантливые вокалисты, которые сейчас вынуждены искать работу за рубежом. И даже место для него нашла - бывший Клуб трамвайщиков, расположен рядом с уже ликвидированным Лукьяновским трамвайным депо. Кстати, это здание, построенное в 1903 году, была театром с несколько необычным названием «За трезвость». В его небольшом зале замечательная акустика, в этом театре была своя труппа, танцевальный зал, библиотека, камера хранения и даже ночлежка. Выступали в нем в свое время Леонид Собинов, Иван Козловский, а за советского времени и украинские оперные певцы, в том числе и Евгения Семеновна.

Об эту свою мечту она неоднократно отмечала, в частности и во время концертов с участием своих учеников в Дворце «Украина» и в Национальной филармонии Украины, однако, к сожалению, это ее желание так и не воплотилось в жизнь. Как рассказала во время пресс - конференции сестра певицы Зоя Семеновна, здание бывшего Клуба трамвайщиков вместе с землей было продано частному лицу еще во времена пребывания на посту мэра Киева господина Александра Омельченко. Состоялось несколько судебных процессов с целью вернуть городу здание и заставить владельца территории уступить несколько соток, чтобы было где разместить необходимый для функционирования театра хозяйственный двор и обустроить участок перед домом, однако каждый раз суд отказывал в этом.

Лично мне повезло, поскольку имел возможность видеть и слышать Евгению Семеновну в трех спектаклях: «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», «Травиата» - яркое впечатление от них воспринимаю как подарок судьбы (3 газеты «Украина молодая» от 15.06.2011).

 

Тестовая работа

1. Эпитет, которым автор характеризует легкость, с которой певица брала верхние ноты:

А великолепная;

Б удивительная;

В феноменальная;

Г очаровательна.

 

2. Год, которого Евгения Мирошниченко начала работать па сцене Киевского театра оперы и балета имени Т. Шевченко:

А 1957;

Б 1950;

В 1967;

Г I960.

 

3. Автор текста характеризует тембр голоса Евгении Мирошниченко как:

А необычайно яркий;

Б удивительный;

В кристально чистый;

Г великолепен.

 

4. Автор текста утверждает, что судьба певицы была:

А тяжелой;

Б необычайной;

В легкой;

Г удивительной.

 

5. Города, в которых одержала певица победу в международных конкурсах:

А Москве и Киеве;

Бы Москве и Тулузе;

В Киеве и Праге;

Г Москве и Вене.

 

6. Автор текста называет возможность видеть и слышать Евгению Мирошниченко:

А настоящим праздником;

Бы ярким событием в жизни;

В невероятной удачей;

Г подарком судьбы.

 

Ответы: 1 - в; 2 - а; 3 - в; 4 - г; 5 - б; 6 - г.

 

Коммуникативный практикум

Какую мечту не смогла воплотить в жизнь выдающаяся певица Евгения Мирошниченко? Почему?

Каких еще украинских вокалистов вы знаете?

Назовите своих современников, которые, на ваш взгляд, прославляют нашу страну.

Работа с аудіотекстом

Прослушайте увалено текст. Во время слушания сделайте тематические выписки по вопросу «Требования получения диплома с отличием» .

О ПОЛУЧЕНИИ ДИПЛОМА С ОТЛИЧИЕМ: АКТУАЛЬНО

Несмотря на значительный резонанс с поводу выдачи университетами дипломов магистра и специалиста без отличия из-за отсутствия диплома бакалавра с отличием, стоит обратить внимание на следующее.

Действительно, Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях (утв. Приказом Минобразования от 02.06.1993 года № 161) и Положения о образовательно-квалификационные уровни - ступенчатое образование, (утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 января 1998 года № 65), не содержат ограничений относительно выдачи дипломов магистров с отличием только лицам, которые имеют соответствующий диплом специалиста или бакалавра с отличием.

Кроме того, Письмом Министерства образования к руководителям высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации от 09.06.2010 № 1/9-401 «Относительно документов о высшем образовании с отличием», подписанным министром образования Д.В. Табачником, даны разъяснения. Документ о высшем образовании с отличием после завершения обучения по образовательно-квалификационному уровню специалиста, магистра выдается по результатам обучение по указанным образовательно-квалификационному уровню независимо от результатов обучения по оевітньо-квалификационному уровню бакалавра.

Однако уже через год Письмо Министерства образования и науки к руководителям высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации от 09.06.2010 № 1/9 401 «О документов о высшем образовании с отличием» за подписью Министра В.Д. Табачника был отозван Письмом Министерства образования и науки Украины «Относительно документов о высшее образование с отличием» от 12.03.2011 года № 1/9 - 169 за подписью первого заместителя министра Е.М. Сулимы.

А также следует учитывать то, что каждый университет во время выдачи дипломов руководствуется собственным Положением о организацию учебного процесса. В частности, Положение об организации учебного процесса в НТУУ «КИП» (принято Ученым советом НТУУ «КИП», Протокол № 9 от 02.07.2004 года) в разделе 7.3.3. Проведение государственной аттестации определяет, что документ о высшем образовании с отличием выдается студенту, который получил итоговые оценки «отлично» не менее чем по 75% всех учебных дисциплин и индивидуальных заданий, предусмотренных учебным планом за весь срок обучения (бакалавр, бакалавр-специалист или бакалавр-магистр), а остальные итоговых оценок - «хорошо», защитил дипломный проект (работу), сдавший государственные экзамены с оценками «отлично».

Итак, в 2011 учебном году, чтобы получить диплом с отличием, магистры-специалисты должны иметь диплом с отличием бакалавра (Есть. Кузьменко «Юридическая газета»).

Чем вызваны трудности восприятия текста?

Определите стиль и жанр. Назовите стилевые признаки.

Передайте содержание текста в разговорном стиле.

Работа с аудіотекстом

Как вы понимаете понятие «престижная профессия»? Какие профессии, на ваш взгляд, сегодня можно назвать престижными? Которую ответ вы бы дали на вопрос, поставленный в заголовке текста? Прослушайте увалено текст, согласен ли автор с вашим выводом?

ИЛИ ПРЕСТИЖНА СЕГОДНЯ ПРОФЕССИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ?

Библиотекарь сегодня в основном ассоциируется с этакой женщиной пенсионного возраста, которая перебирает формуляры в пустой читальном зале. Но это совсем не так. Некоторым кажется, профессия библиотекаря заключается в том, чтобы просто взять с полки книжку и выдать ее читателю. В большинстве своем люди считают, что уже в таком месте, как библиотека, любой сможет работать. А посему искренне удивляются тому, что библиотечная профессия требует знаний, подготовки в специализированном учебном заведении. Но сейчас повсюду современные технологии, положенные на новейшие системы. Пожалуй, это и является одной из причин, почему сегодня «древнюю» специальность охотно осваивает молодежь.

Специальность книговеда преимущественно хотят получить дети из интеллигентных семей, которым не нужно объяснять, что такое книга, информация и умственная деятельность. Прежде всего библиотекарь должен любить людей и любить книгу. Поскольку библиотекарь работает с человеком, у него должны быть развитые коммуникационные качества, интеллект. В университетах и институтах даже существует целый цикл дисциплин, которые изучают деловую коммуникацию, психологию, спецкурс библиотечной психологии, посвященный общению в библиотеке.

Так, престиж профессии снизился. Но специальность «библиотекарь» заменила современное название «информационный специалист». А такие могут работать в любом учреждении, где есть информационный центр. Хочется задать риторический вопрос: «нужны библиотекари современной Украине?» И сразу ответить: «Библиотеки существуют уже более 5 000 лет. Как же можно говорить, что это не нужно! Тем как если мы строим высокообразованное общество».

Наша профессия дает возможность общаться с людьми и помогать им. Работник библиотеки -- первый человек, который узнает о новостях в мире информации. Люди, которые работают в этом учреждении, выполняют почетную миссию -- они несут людям радость общения с книгой.

Лично мне нравится эта профессия том, что библиотекарь - человек образованный, умный и коммуникабельный. И и в большинстве в профессии библиотекарь, как говорится, женское лицо. Сегодня в библиотечном деле остаются лишь те, кто имеет призвание к этой профессии, любит ее, ценит, не смотря на небольшую заработную плату. Однако, оставаясь работать в библиотеках, они сделали выбор, который на деле, а не на словах доказывает их преданность духовной культуре.

Мне очень хочется, чтобы и молодежь, которая еще не сделала своего выбора в освоении специальности, увидела нашу работу, как говорится, «изнутри». И возможно, именно вы - молодые, умные, креативные через несколько лет радостно встретите нас, своих читателей, в уютных стенах украинских библиотек (Т. Кущук).

Письменная работа

Напишите небольшое сочинение-миниатюру «В чем заключается престижность профессии? »

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Оценка работы в парах

 

IV. Домашнее задание

Дописать письменную работу.